Длительное время на рынке ретейла торговые сети «навязывают условия и ограничивают производителей и поставщиков товаров». Об этом говорится в докладе Агентства по защите и развитию конкуренции, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Основной способ получения прибыли в ретейле - торговая надбавка от реализации товара.
«Другими доходами ретейлера являются оказываемые услуги по продвижению товара, размещению рекламы, проведение промоакций компаний, продажа торгового пространства - получение так называемого бонуса «за вход в сеть». В результате поставщики вынуждены включать в стоимость товара процент вознаграждения за оказываемые услуги по продвижению продукции, впоследствии влияющий на конечную стоимость продуктов. Также имеет место превышение установленного законодательством 15% размера торговой надбавки на СЗПТ со стороны торговых сетей», - отмечают в АЗРК.
По данным ведомства, на сегодня наибольшее количество услуг по республике оказывают Magnum Cash&Carry - 34 услуги, «Метро Кеш энд Керри» - 16 услуг, «Скиф Трейд» (сеть супермаркетов SMALL) - 11 услуг, «Жетi Аспан» (сеть супермаркетов Galmart) - 3 услуги, «АНВАР» - 1 услуга.
«Также имеет место взимание тройного вознаграждения с оказания информационных услуг путем разделения на три периода - квартал, полугодие и год, в том числе на СЗПТ», - подчеркивают в агентстве.
В докладе указывается, что торговые сети позиционируют себя как субъекты рынка, реализующие продовольственные товары.
«Однако действия Magnum Cash&Carry привели к тому, что основная прибыль формируется от производителей и поставщиков товара путем установления размера вознаграждений за «оказываемые услуги», а не от основной деятельности – «розничной реализации товара», - сообщили в АЗРК.
Доли доходов Magnum, %, данные АЗРК
Доля дохода по продовольственным товарам за январь-сентябрь 2022 года у Magnum Cash&Carry от оказания услуг составила 62%, от розничной реализации товаров - 38%; у «Скиф Трейд» от оказания услуг - 65%, от розничной реализации товаров - 35%.
АЗРК вынесло четыре уведомления в отношении крупных торговых сетей по признакам нарушения законодательства в области защиты конкуренции.
«Установлены нарушения со стороны SMALL и Magnum по злоупотреблению доминирующим положением в части применения разных цен и условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин и... навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений», - пояснили в АЗРК.
По вышеуказанным фактам, указывается в документе, принять меры антимонопольного реагирования нет возможности из-за специальной нормы, закрепленной за Минторговли: ст. 204-3 КоАП.
«По 27 фактам несоблюдения торговыми сетями размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары в 15% и включения торгового вознаграждения на социальную продукцию в размере 5% и выше, запрещенную законодательством, в адрес министерства торговли направлены соответствующие сведения», - отметили в АЗРК.
В ведомстве указали и на отсутствие норм ответственности за несвоевременную оплату товара. Из-за этого поставщики вынуждены работать по условиям торговых сетей.
По выявленным барьерам выработаны следующие предложения:
1. Ужесточение контроля и принятие мер реагирования к торговым сетям по превышению размера вознаграждения;
2. Установление требований для доступа к торговым сетям путем внесения изменений в законодательство Республики Казахстан в части введения норм, запрещающих: создание дискриминационных условии; создание препятствий для доступа/выхода на товарный рынок; навязывание контрагенту условий о запрете на заключение договоров поставки; об ответственности за неисполнение обязательств о поставках; о предоставлении сведении о заключаемых договорах с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; условия о возврате товаров; заключение договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода права собственности на товар; заключение договора, содержащего условия о возврате субъекту товара со сроком годности до 30 дней либо о замене таких товаров, либо о возмещении их стоимости. Данная практика имеется в развитых странах.
3. Расширение требований к услугам, оказываемым торговыми сетями для производителей продовольственных товаров, в законодательстве о регулировании торговой деятельности.
4. Внедрение понятия «услуги по продвижению товара» в Закон «О регулировании торговой деятельности», а также термина видов услуг продуктового ретейла. В этой связи уполномоченному органу необходимо провести соответствующую работу по принятию единого нормативного правового акта, с учетом зарубежного опыта.
5. Разработка типового договора между производителем и поставщиком продукции на социально значимые продовольственные товары.
6. Законодательные меры наказания за нарушения сроков оплаты ретейлерами за поставленные продовольственные товары.
7. Отдельное ведение учета по типу субъектов внутренней торговли - торговые сети, крупные торговые объекты, рынки/базары, магазины у дома - по продовольственным и непродовольственным товарам.
Читайте также
Также ведомство предлагает вывести Отбасы банк из коммерческого сегмента данного рынка