Министерство национальной экономики Республики Казахстан оповещает о размещении проекта нового Налогового кодекса на портале «Открытые НПА», передает центр деловой информации Kapital.kz.
В этой связи ведомство приглашает принять участие в обсуждении данного проекта.
Напомним, на расширенном заседании правительства 7 февраля президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал правительство за невыполнение поручения о сокращении налоговых преференций на 20%.
«Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот. По оценкам министерства финансов, ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 трлн тенге. При этом мое поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не выполнено, даже подходы к решению проблемы не разработаны», - отметил он.
До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства, не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки.
Вчера, 20 июня, вице-министр национальной экономики Азамат Амрин сообщал, что в рамках нового Налогового кодекса планируется отменить налоговую тайну для получателей налоговых льгот.
«В новом Налоговом кодексе мы в первую очередь регламентируем понятие, что такое льгота вообще, потому что сейчас в нем этого понятия нет. По некоторым льготам мы установили определенный срок, по некоторым определенные цели будут, встречные обязательства по льготам. Это в рамках инвестиционных контрактов обязательства будут», - уточнил вице-министр.
Кроме того, будет изложен перечень самих льгот по каждому налогу.
«Мы прописали в проекте нового Налогового кодекса, что в случае пользования налоговыми льготами налоговая тайна не распространяется на этого налогоплательщика. Объясню, почему. Мы когда начали анализировать все льготы наши, то, естественно, у каждой льготы есть свой хозяин, скажем так, - собственник, или госорган, который инициирует эту льготу. Соответственно, нам необходимы мониторинг льгот и анализ льгот. Вообще, зачем нужны эти льготы, какой эффект они дают от того, что мы их применяем. Сейчас достаточно сложно это делать, потому что не по всем льготам есть информация», - пояснил Азамат Амрин.
Соответственно, теперь если налогоплательщик применяет льготу, то госорганы будут анализировать информацию, увеличилась ли зарплата, количество наемных работников, и другие показатели, в том числе по увеличению экспортного потенциала страны.
«Поскольку мы льготой пользуемся, оборотка остается у налогоплательщика. А куда он ее направляет, себе в карман, машину покупает или действительно вкладывает в производство, в свой бизнес, и бизнес расширяется? То есть эффективность льгот теперь будет уже на законодательном уровне закреплена, и мы все эти вещи будем по итогам каждого года анализировать, смотреть. У нас, вы знаете, сейчас в парламенте также есть проект нового Бюджетного кодекса, и с 2026 года будет так называемый отчет о налоговых расходах. В нем каждый год мы будем в парламент заходить с бюджетом, и в рамках бюджета будет информация мониторинга, анализ эффективности этих всех льгот будет каждый год проводиться, предоставляться депутатам парламента», - резюмировал он.
Читайте также
Количество плат, сборов, пошлин в Налоговом кодексе намерены сократить на 20%