Председатель Республиканской коллегии адвокатов, председатель Общественного совета Агентства по защите и развитию конкуренции Айдын Бикебаев выразил свое мнение по Указу президента «О мерах по либерализации экономики». Он отметил, что основная часть поручений связана именно с созданием условий для развития и защиты экономической конкуренции. Далее приводим полный текст, опубликованный на его странице в Facebook.
Документ большой. Главное - нестандартный. В нем содержатся множество поручений Правительству и другим госорганам по совершенствованию нормативного регулирования для развития рыночной экономики.
По всей видимости, инициатива по принятию Указа принадлежит Агентству по защите и развитию конкуренции. Основная часть поручений связана именно с созданием условий для развития и защиты экономической конкуренции.
В силу своей адвокатской профессии и специализации в конкурентном (антимонопольном) праве выделил следующие новые идеи в Указе:
Первое. Правительство до конца года рассмотрит введение института коллективных исков.
Многие знают про такие иски по фильмам «Гражданский иск» и «Эрин Брокович».
Особенностью данного института является возможность подачи исков группой лиц (30-50 человек) в интересах неограниченного круга пострадавших без получения письменно оформленных доверенностей от тысяч других лиц, чьи права были нарушены.
Если этот институт внедрят, олигополии и монополии будут реально отвечать за вред, причиненный гражданам в результате злоупотреблений принадлежащей им значительной рыночной властью.
Свежий пример. Недавно было проведено антимонопольное расследование в отношении Эйр Астаны. Установлен факт необоснованного взимания топливного сбора с каждого пассажира. На компанию наложили соответствующий административный штраф. Однако десятки тысяч потребителей не получили какого-либо возмещения, поскольку судиться каждому по отдельности ради 3-5 тыс. тенге нецелесообразно, учитывая, что расходы на адвоката будут порядка 50-100 тыс. тенге.
Я вижу конструкцию и обоснования по десяткам потенциальных исков против табачных производителей, авиа и ж/д перевозчиков, операторов такси, операторов мобильной связи, продавцов бензина, угля и т.д. Думаю, работы у адвокатов и судебных юристов прибавится.
Считаю, что нельзя ограничивать сферу применения коллективных исков только антимонопольными делами. Нужно дать гражданам право в первую очередь подавать такие иски по экологическим нарушениям.
У нас во многих городах люди вынуждены дышать вредным воздухом.
По данным мониторинга атмосферного воздуха, проведенного РГП «Казгидромет», из 45 промышленных городов Казахстана 10 относятся к высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха. И в этом виноваты крупные компании - природопользователи.
Уверен, только угроза многомиллиардных коллективных исков приведет их в чувство, и они наконец-то перестанут ради максимизации прибыли экономить на расходах по предотвращению вреда экологии.
Второе. Решение о приватизации тех или иных объектов будет принимать не Правительство, а Агентство по защите и развитию конкуренции и создаваемый при нем Национальный офис по приватизации.
Со следующего года данный орган формирует перечень государственных активов, подлежащих приватизации (с определением по каждому из них условий и методов реализации). При этом утверждение и корректировка данного перечня будет возможно только по решению Высшего совета при Президенте Республики Казахстан по реформам, но не Правительства.
Данное решение – правильное, поскольку монопольные тенденции зачастую создаются самими правительственными органами. Это признается всеми учеными в этой области. Кроме того, Правительство зачастую не считает необходимым выполнять предложения Агентства по защите и развитию конкуренции по приватизации госкомпаний, которые своим присутствием искажают конкуренцию. Так, в 2022 году Правительство поддержало лишь 12 из 91 предложений Агентства по приватизации тех или иных компаний, в 2023 года из 105 предложений в План приватизации МНЭ предлагается включить только 10 организаций.
Третье. Будут актуализированы составы советов директоров ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних и зависимых компаний путем проведения конкурсов по отбору независимых директоров. Хорошее решение. Часто наблюдаю откровенно слабые кадры в составе советов директоров госкомпаний.
Считаю, что выборы необходимо сделать максимально открытыми и прозрачными, и обеспечить участие в конкурсе широкого круга лиц. Может необходимо обеспечить прямую трансляцию, как это начал делать Верховный Суд.
Независимые директора должны реально контролировать работу исполнительных органов компаний. На сегодня зачастую они свою работу видят лишь в участии в заседаниях, которые проводятся в лучшем случае раз в месяц, но получают хорошее вознаграждение, которое зачастую гораздо выше, чем месячная зарплата таких же, как они специалистов, которые работают на полный рабочий день.
Предложение. По примеру данного Указа предлагаю разработать Указ о либерализации в сфере уголовного процесса с целью создания условий для обеспечения независимости судей, повышению статуса и прав адвокатов, обеспечению равноправия адвоката и прокурора в уголовном процессе, проведению тюремной реформы, реализации принципа презумпции невиновности и т.д.