Пока Министерство туризма и спорта (МТС) РК прилагает усилия для привлечения иностранных путешественников в Казахстан, рынок внутреннего туризма теряет свою аудиторию. Прошлый год показал: казахстанцы стали чаще выезжать на отдых за границу, нежели отдыхать в многочисленных туристических зонах родины, пришли к выводу Energyprom.kz.
По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в январе–декабре 2023-го численность выездных туристов в РК составила 10,5 млн человек. Это почти на 1 млн человек больше показателя внутреннего туризма (9,6 млн человек). Разная у этих индикаторов и динамика. За рубеж в прошлом году выехало на 37,2% больше казахстанцев, а показатель внутреннего туризма показал рост на 11,2%.
Уточним: данные БНС АСПиР РК по внутреннему туризму отображают число казахстанцев, которые перемещаются внутри страны в разных целях — и туристических, и личных, и деловых. Основная часть посетителей — 7,1 млн человек — останавливались в гостиницах и других местах размещения. А вот непосредственно для отдыха и оздоровления в курортных зонах перемещались по РК всего 412,6 тыс. казахстанцев. В качестве туристов особо охраняемые природные территории посетили 2,1 млн человек.
Одна из самых популярных туристических дестинаций в Казахстане — Алматинский горный кластер. С одной стороны, развитие инфраструктуры горнолыжных курортов и их близость к мегаполису позволяют привлекать внимание туристов — как иностранных, так и местных. С другой стороны, отрыв Алматы по численности туристов и объему оказанных услуг в туризме от остальных регионов Казахстана настолько велик, что наглядно демонстрирует отсталость других областей с высоким туристическим потенциалом. Вот цифры: из 8,1 млн обслуженных местами размещения казахстанцев и нерезидентов каждый четвертый (или 2 млн человек) в 2023 году останавливался именно в Алматы. Из общего объема услуг, оказанных гостиницами, турбазами, санаториями (229,2 млрд тенге), почти треть — 74,1 млрд тенге — пришлась именно на южную столицу.
«Чемпионы по приему туристов — это Алматы, Астана, Атырау. Но что делать с остальными регионами? Налицо неравномерное распределение туристов. Это говорит о том, что есть риски банкротства каких-то предприятий в регионах, переполнение и рост цен, как мы сейчас наблюдаем в Алматы. Чтобы нивелировать это, необходимо запускать активационные программы в регионах. На примере того, как это делается в Туркестане», — сказал председатель правления АО «Kazakh Tourism» Кайрат Садвакасов на пленарном заседании МТС РК в феврале текущего года.
Детализированная статистика распределения посетителей по местам размещения подтверждает: именно в туристических пунктах останавливается относительно небольшая часть путешествующих. Из 8,1 млн зарегистрированных посетителей только 1,2 млн человек (или 15,3%) в прошлом году останавливались в домиках, бунгало, турбазах, домах отдыха, кемпингах, туристских лагерях или трейлерных парках. Конечно, есть еще «серая» часть этого рынка — нелегальная сдача внаем квартир и комнат в туристически привлекательных городах и сёлах. Но подсчитать ее долю не представляется возможным.
Судя по отчету МТС РК по реализации мероприятий за 2023 год, основной акцент профильное ведомство делает на развитие въездного туризма, а не внутреннего. Это направление определяет и потоки финансирования, и развитие именно тех территорий, которые наиболее интересны иностранным туристам. Только на субсидии за привлечение иностранных туристов в 2023-м бюджет выделил 122 млн тенге — сразу в 20 раз больше показателя 2022 года. В списке мероприятий числятся масштабные форумы, маркетинговые акции в зарубежных медиа, инфотуры для представителей зарубежного турбизнеса, рекламные кампании с привлечением иностранных блогеров. Нужно признать, работа по продвижению казахстанского туристского бренда за рубежом действительно ведется активно.
В текущем году основная сумма в рамках бюджетных программ МТС РК будет направлена на формирование государственной политики в сфере спорта и туристической деятельности: 1,6 млрд тенге. При этом почти 92% составят текущие административные расходы. По части стимулирования развития туризма из госказны выделят 238,1 млн тенге. Основная часть денег пойдет на программу Kids Go Free — субсидирование перелетов детей внутри страны.
В целом развитие внутреннего туризма не внушает оптимизма. За счет республиканского бюджета существует только несколько направлений финансовой поддержки предприятий, работающих в турбизнесе. В частности, в прошлом году были выделены деньги на возмещение расходов по покупке туристических автобусов (50 млн тенге) и горнолыжного оборудования (2,8 млн тенге). Со стороны акиматов перечислены средства на возмещение расходов предпринимателей на строительство туристических объектов (168 млн тенге) и объектов придорожного сервиса (355 млн тенге). О каких-либо крупных маркетинговых мероприятиях, направленных на развитие именно внутреннего туризма, в отчете не говорится. Хотя, кроме глобальных инфраструктурных проблем туристической отрасли, казахстанским компаниям не хватает поддержки именно в продвижении своих услуг среди жителей других регионов. Это зона упущенного потенциала внутреннего рынка.
Например, ежегодно в стране проводится Международная выставка охоты, рыбалки и активного отдыха KIOF, которая не только объединяет производителей туристического оборудования, но и позволяет предпринимателям сектора обмениваться опытом. Который год это целевое мероприятие никак не поддерживается ни Министерством туризма и спорта, ни Министерством экологии и природных ресурсов. Частный бизнес в сфере внутреннего туризма предоставлен сам себе.
В профильном министерстве разработан и действует специальный План развития на 2023–2027 годы. В нем прописаны четкие цели, к которым стремится страна в туристической отрасли. Один из ключевых индикаторов — объем валовой добавленной стоимости турпродуктов и услуг. Чтобы сфера начала играть значимую роль в экономике, нужно, чтобы к 2027 году показатель достиг 5,1 трлн тенге.
Для развития туризма — хоть внутреннего, хоть въездного — стране нужно дополнительное финансирование в частном секторе. По данным МТС РК, в прошлом году инвестиции в основной капитал всех подотраслей туризма составили 787 млрд тенге. Это на 53% больше, чем в 2022-м. Хорошую инвестиционную активность показывают Астана, Алматы и Северо-Казахстанская область. В числе крупных реализованных проектов значатся строительство гостиницы Grand Mildom в Алматы, базы отдыха Golden Beach Kapshagay в Конаеве, визит-центры в национальных парках Алматинской области.
Читайте также
Это самый высокий показатель за пять лет