USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62939.90$
-853.600

Потребительская уверенность казахстанцев падает третий месяц подряд

Продолжается снижение доли респондентов, считающих, что их материальное положение улучшится в течение года

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Индекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в феврале показал снижение третий месяц подряд, по данным исследования Freedom Finance Global. На этот раз он сильно приблизился к нейтральной границе в 100 пунктов, оказавшись выше ее лишь на 0,7 пункта. Относительно февраля 2023 года индекс также оказался незначительно выше, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные исследования.

Субиндекс благоприятности текущих условий для совершения крупных покупок и расходов снизился на 3,6 пункта, достигнув 66 пунктов, что является рекордно низким значением за все 18 месяцев сбора данных в стране. Лишь 27,4% казахстанцев в феврале сказали, что сейчас так или иначе благоприятное время для крупных покупок.

Наиболее заметны изменения против общего тренда в Мангистауской, Абайской и Актюбинской областях. Там доля позитивных ответов за февраль выросла на 11, 4 и 2 п. п. соответственно. Наибольший регресс показала Атырауская область, где этот же показатель упал с 39 до 23%. Тем не менее худший региональный показатель с небольшой разницей фиксируется в Костанайской области, где доля тех, кто считает, что сейчас благоприятные условия для совершения крупных покупок, составляет лишь 22%.

Субиндекс ожидаемых изменений экономической ситуации в горизонте одного года в феврале снизился на 3,2 пункта, достигнув 129,9 пункта. Это оказалось наименьшим результатом с июля 2023 года и в целом выбивается из общей картины предыдущих шести месяцев, когда среднее значение субиндекса составляло 135,4 пункта. В феврале 54,1% казахстанцев дали положительный ответ касательно перспектив экономики на ближайший год.

В феврале также заметно упал субиндекс ожиданий изменения личного материального положения. Продолжается снижение доли казахстанцев, считающих, что их материальное положение улучшится в течение года: 48,8% против 51,6 – в январе. И в этом вопросе молодежь лидирует относительно других возрастов. Доля оптимистов среди этой возрастной группы выросла с 66 до 70%. С другой стороны, лишь 27% людей в возрасте от 60 лет (35% – в январе) дали положительный ответ на этот вопрос. В региональном разрезе наиболее заметное улучшение результатов показал Шымкент, где доля позитивных ответов выросла с 52 до 57%. Тем не менее лидером продолжает оставаться Кызылординская область, где аналогичный показатель достигает 62%.

Инфляционные ожидания и ощущения жителей Казахстана немного повысились после того, как в январе были установлены рекордно низкие значения. 47,1% жителей (45,4% – в январе) заметили сильный рост цен в течение февраля. Это значительно меньше, чем было в аналогичном периоде 2023 года, когда наблюдался пик годовой инфляции. Тогда эта доля составляла 62,4%. В горизонте одного года доля отметивших ускорение роста цен выросла с 58,3 до 60,1%, тем самым потеряв весь прогресс, достигнутый в ноябре – январе.

Среди отдельных товаров и услуг казахстанцев продолжают больше всего волновать цены на основные виды продуктов питания, такие как мясо и птица, молоко и молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Они остаются неизменными в течение последних четырех месяцев. Сильный рост доли отмечается по услугам ЖКХ, рост цен на которые заметили 18,3% казахстанцев против 12,5% – в январе. Именно услуги ЖКХ стали главным драйвером ускорения месячной инфляции в феврале.

Девальвационные ожидания казахстанцев в феврале немного выросли относительно января. При этом в феврале тенге по отношению к доллару ослаб лишь на 0,3%. В итоге доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, выросла с 47,6 до 50,5%, а в горизонте одного месяца – с 27,1 до 29,3%. Тем не менее эти показатели все равно ниже тех, которые фиксировались в августе – декабре 2023 года.

Индекс кредитного доверия упал на 0,6 пункта и продолжает оставаться в стабильном диапазоне 34–37 пунктов, который отмечается уже восьмой месяц подряд. Доля казахстанцев, считающих, что сейчас плохое время для получения кредитов, выросла с 49,5 до 51,8%. При этом доля считающих, что сейчас, скорее, хорошее время сберегать деньги, снизилась более заметно: с 35,8 до 32,4%. Этот результат оказался наименьшим показателем с сентября 2023 года.

Уровень спокойствия немного упал в феврале. 54% жителей Казахстана отмечают, что сейчас, скорее, спокойное время, нежели тревожное (55,5% – в январе). Тем не менее на 3,9 п. п. выросла доля тех, кто выбрал однозначно положительный вариант ответа, что заметно компенсировало снижение общего уровня спокойствия. Ожидания по росту безработицы в течение одного года немного выросли. Если в январе 39,1% жителей ждали ее роста, то в феврале таких набралось 41%.

«Восьмая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии продемонстрировала заметное увеличение пессимизма. Правда, она продолжает оставаться в позитивной зоне во всех четырех государствах, а во всех странах, кроме Казахстана, доля позитивных ответов все равно заметно превышает долю негативных ответов респондентов. Является ли это повсеместное снижение единовременным или началом нового тренда, будет известно в следующих волнах исследования. Что касается инфляционных ожиданий и ощущений, которые резко упали в январе, жители Центральной Азии в целом остались при своем мнении. Правда, в разных странах отдельные товары и услуги вызывают большое беспокойство у населения. Например, в Казахстане это услуги ЖКХ, а в Узбекистане – топливо и ГСМ», - сказал аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев.

В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. В нашей стране исследование ведется с сентября 2022 года, а в остальных центральноазиатских государствах – с июля 2023 года. Оно базируется на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.