Мажилис принял и направил в сенат законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений
в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской
Федерации о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через
территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику от 24 декабря
2013 года», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Соглашение подписано 24 декабря 2013 года, а в июле 2014 года было ратифицировано. Затем была достигнута договоренность об увеличении транзита российской нефти через Казахстан в Китай с 7 млн тонн в год до 10 млн тонн в год с 2024 по 2033 год.
«С 2014 по 2023 год общий транзит российской нефти через территорию РК в КНР составил 90 899 271 тонну. Общая выручка составила 1 млрд 327 млн долларов или 501 981 476 065 тенге», - сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев на пленарном заседании мажилиса.
Он пояснил, что Роснефть продлила и подписала свое соглашение о поставке 100 млн тонн нефти на 10-летний период. Итогом переговоров стал подписанный 16 июня 2023 года в Санкт-Петербурге протокол о внесении изменений в соглашение.
«С 2024 по 2033 год ожидаемая выручка за транзит российской нефти через территорию РК в КНР составит 1 млрд 327 млн долларов, с учетом прибыли от замещения 1 млрд 851 млн долларов», - уточнил Алмасадам Саткалиев.
В заключении к проекту закона указывается, что соглашение будет действовать до 1 января 2034 года. Долгосрочная транспортировка российской нефти объемом 10 млн тонн в год будет осуществляться по системе магистральных трубопроводов по направлению «граница РФ - граница РК (магистральный нефтепровод «Туймазы - Омск - Новосибирск - 2») - граница РК - граница РФ (магистральный нефтепровод «Туймазы - Омск - Новосибирск-2») - граница РФ - граница РК (Прииртышск) - Атасу (РК) - Алашанькоу (КНР). Стоимость транспортировки нефти составляет 2,1 доллара за тонну.
Депутат Вера Ким отметила положительные моменты от реализации данного протокола для Казахстана. «Первое, Казахстан получает возможность реализовать собственную нефть путем замещения российской нефти. Второе, за транспортировку российской нефти через Казахстан в страну ежегодно поступит 171 млн долларов. За 10 лет - 1,7 млрд долларов. Третье – загружаются производственные мощности Павлодарского нефтеперерабатывающего завода», - указывается в документе.
Читайте также
Этому могут способствовать снижение стоимости заимствования и восстановление производства