USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.44$
+0.320
BTC
66004.40$
-340.200

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ

Частный казахстанский оператор «PTC Cargo» представил свое видение развития Транскаспийского транспортного маршрута

Share
Share
Share
Tweet
Share
Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ- Kapital.kz

Совершенствование механизмов взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить решение инфраструктурных проблем Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), считает глава частного казахстанского оператора «PTC Cargo» Олжас Шилтерханов. 

Он сообщил, что на заседании рабочей группы и общего собрания Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», прошедшего 26 января в Анкаре, было принято два важных решения. Во-первых, главой международной ассоциации ТМТМ, объединяющей 25 крупнейших международных и региональных организаций в сфере транспорта и логистики из разных стран, на ближайшие три года переизбран председатель правления АО «НК «КТЖ» Нурлан Сауранбаев. Во-вторых, члены ассоциации обсудили дальнейшие шаги по активизации деятельности и перспективы расширения маршрутов, а также утвердили планы и тарифы на 2024 год. В частности, в качестве цели обозначен ориентир в 4 млн тонн грузов, которые планируется перевезти по маршруту в 2024 году. За 2023 год по маршруту ТМТМ, по данным КТЖ, перевезено более 2,7 млн тонн грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом.

Кроме того, в рамках заседания совета ассоциации ТМТМ в столице Турции прошел семинар на тему «ТМТМ: тренды, вызовы и перспективы» с участием представителей финансовых институтов (ЕБРР, Всемирный банк), глобальной мультимодальной цифровой платформы DTC Global, грузоотправителей Казахстана и Турции. 

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ 2740585 - Kapital.kz

ТМТМ как точка роста

ТМТМ, или «Средний коридор» – это мультимодальный транспортный коридор, соединяющий Китай и Европу и привлекающий повышенное внимание после начала военного конфликта России и Украины. Он соединяет Китай и Казахстан посредством железнодорожного маршрута через Достык или Хоргос/Алтынколь, проходит через территорию Казахстана по железнодорожному пути до порта Актау, затем пролегает через Каспийское море до порта Баку/Алят, пересекает Азербайджан и Грузию по железнодорожному пути. После чего продолжается в Европу либо по железной дороге через Турцию, либо через Черное море.

«Выгодное географическое положение Казахстана относительно маршрута ТМТМ дает все предпосылки для активного инвестирования в развитие транспортного коридора в регионе», - считает глава частного казахстанского оператора PTC Cargo Олжас Шилтерханов. По его мнению, «настоящее геополитическое положение показывает нам острую необходимость развития всех альтернативных маршрутов транспортировки грузов всеми видами транспорта».

К таким же выводам пришли в своем исследовании «Средний торгово-транспортный коридор» и специалисты Всемирного банка.

«Сложившаяся ситуация повысила интерес к ТМТМ как к трансконтинентальному торговому маршруту, который позволил бы обеспечить экономическую устойчивость и мог бы служить резервным маршрутом, дающим возможность адаптации к нестабильной геополитической обстановке. При этом с торгово-экономической точки зрения ТМТМ в первую очередь позволяет диверсифицировать торговые маршруты и улучшить транспортную доступность для Азербайджана, Грузии и Казахстана», - говорится в исследовании. В частности, там отмечается, что в 2022 году объем контейнерных перевозок по СК вырос на 33% по сравнению с 2021 годом.

Аналитики ВБ отмечают, что «в сценарии, предусматривающем повышение операционной эффективности ТМТМ, ожидается, что к 2030 году объем перевозок по СК через Каспийское море по сравнению с 2021 годом увеличится в три раза и составит 11 млн тонн». По их данным, из общего объема перевозок по Каспийскому морю около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым спросом на контейнерные перевозки. Однако там же четко говорится: «В случае, если меры по совершенствованию работы СК не будут внедрены, то спрос на перевозки окажется на 35% ниже прогнозируемого увеличения».

«Как мы знаем, по маршруту существует возможность перевозить до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров в направлении стран Европы. Это колоссальная цифра для транзита, учитывая существующую инфраструктуру на данном участке», - оценивает ситуацию глава PTC Cargo.

Он отмечает, что создание оператора ТМТМ, устранение узких мест, расширение портовой и железнодорожной инфраструктуры – все это положительно влияет на качество оказываемых услуг и сокращает сроки перевозки.

Но, по его убеждению, «совершенствование механизмов взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить решение инфраструктурных проблем».

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ 2740595 - Kapital.kz

Болевые точки ТМТМ и роль частного бизнеса

Проблему взаимодействия участников маршрута и развития инфраструктуры в качестве ключевой называют и эксперты ВБ. В уже упомянутом исследовании они подчеркивают: «В последующие 10 лет Средний коридор потребует значительных объемов инвестиций, которые во многом уже определены и согласованы странами (в ноябре 2022 года подписана Дорожная карта)». Вместе с тем, считают в ВБ, в краткосрочной перспективе можно добиться существенного повышения эффективности благодаря, помимо прочего, более качественной координации, логистике и внедрению цифровых технологий».

Олжас Шилтерханов полагает, что «реализация инфраструктурных проектов частным бизнесом помогает оптимизировать сроки и качественно повысить привлекательность маршрута и всего логистического процесса».

Важным условием повышения эффективности и пропускной способности ТМТМ в ВБ считают необходимость «совершенствовать инфраструктуру и оборудование на протяжении коридора, четко определив приоритеты». Хотя страны, по территории которых проходит коридор, приняли и реализуют «Дорожную карту», призванную увеличить его мощность. Вместе с тем авторы доклада полагают, что имеется ряд вопросов, требующих рассмотрения в приоритетном порядке, так как они несут особые риски. Речь идет о связности между железной дорогой и морскими портами, закупке определенных видов оборудования для повышения операционной эффективности, решении проблем, связанных с зависимостью работы портов от погодных условий.

«Мы уверены, что грузопоток по маршруту с каждым годом будет увеличиваться и расширение инфраструктуры будет иметь ключевую роль», - утверждает Олжас Шилтерханов и в качестве примера приводит опыт собственной компании.

Как сообщалось ранее, в 2023 году группой компаний РТС Holding начата реализация проекта по строительству терминала в городе Поти.

Строительство припортового терминала станет первым казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на маршруте ТМТМ, что важно для казахстанских предприятий. А реализация данного проекта позволит формировать контейнерные поезда по маршруту, а также оказывать различные терминальные услуги по перетарке сухих грузов и хранению контейнеров.

«Выбор в качестве места города Поти обусловлен сложившейся в Грузии спецификой, согласно которой порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные и автомобильные. В целях реализации данного проекта нами был проведен анализ аналогичных проектов, учтены пожелания клиентов по работе с терминалами – в комплексе мы получим современный терминал с инфраструктурой», - объясняет Олжас Шилтерханов.

По его данным, общий объем инвестиций составит более 20 млн долларов. Мощность терминала на 1-м этапе составит 80 000 ДФЭ, с возможностью увеличения до 250 000 ДФЭ в год. Срок окончания строительства намечен на август текущего года, но при этом компания уже активно использует порт Поти для перевозок контейнерных грузов из Европы в Центральную Азию.

Как считают в ВБ, меры по совершенствованию работы ТМТМ позволят значительно нарастить грузооборот в абсолютном выражении: ожидается, что количество контейнеров увеличится в 1,5 раза. Кроме того, это позволит диверсифицировать грузопотоки, отдавая предпочтение товарам с высокой добавленной стоимостью, таким как удобрения, объем которых, по прогнозам, вырастет почти в два раза. Положительный эффект будет наблюдаться также в отношении таких товаров, как изделия из металлов, готовые продукты питания, машины и химикаты. В сценарии, при котором будут реализованы все рекомендованные улучшения, товары с высокой стоимостью (особенно чувствительные к времени в пути), которые в настоящее время перевозятся по северному маршруту, частично перейдут на СК. Доля сырья сократится с 60% до 53%. Но для этого необходима «организация «бесшовного» функционирования на протяжении всего коридора». Для этого нужно, как отмечено в докладе ВБ, чтобы поставщики услуг в странах, по территории которых проходит этот коридор, «обозначили в качестве своих приоритетных задач обеспечение надежности и предсказуемости своей работы и оказываемых логистических услуг, предлагали прозрачные тарифы и создавали инфраструктуру для консолидации транспортных потоков, чтобы получить как можно большую экономию на масштабе».

Инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в развитии ТМТМ 2740606 - Kapital.kz

В группе компаний PTC Holding уже давно осознали эффективность таких решений и четко следуют им в собственной стратегии развития.  

«Хочу обратить внимание на  терминал Dostyk TransTerminal, который позволяет на одном и том же «перроне» переваливать контейнерные грузы с поезда, пришедшего с узкой колеи (1435 мм), на поезда, способные транспортировать грузы по широкой (1520 мм), а также в обратном направлении, который был введен в эксплуатацию в 2021 году», - рассказал Олжас Шилтерханов.

По его мнению, перегрузочный терминал на станции Достык и реализуемый проект по строительству терминала в Поти позволят казахстанским компаниям участвовать в формировании грузовых потоков.

По его данным, итоги 2023 года в целом показывают неплохую динамику увеличения объемов перевозки и нагрузку на ж/д инфраструктуру. Так, с терминала на ст. Достык - «Dostyk TransTerminal» за 2023 год перегружено168 494 TEU, это на 3,6% больше, чем в 2022 году. В оперировании компании PTC Cargo имеется 900 ед. собственных фитинговых платформ и универсальные, люковые и hard-top контейнеры, общее количество которых составляет 2100 единиц.

«Мы, как представители частного бизнеса, готовы продолжать работу и сотрудничество с государственными органами и компаниями для совершенствования логистических цепочек в регионе», - заверяет Олжас Шилтерханов.

Кроме того, в рамках организации перевозок по ТМТМ в настоящее время группа компаний РТС Holding представлена офисами в Астане, Шанхае,  Поти.

«В целях расширения географии присутствия компании работа по открытию новых международных представительств продолжается, и буквально в следующем месяце намечается открытие офиса в Стамбуле. Это позволит предоставлять оперативный качественный сервис непосредственно в регионе», - отмечает глава PTC Cargo.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.