В начале текущего года Казахстан занял 61-е место по уровню среднемесячной заработной платы. В январе «чистая» зарплата после уплаты налогов в нашей стране, по данным аналитиков Numbeo, составила 585 долларов (260,8 тыс. тенге). Этот показатель значительно отличается от последних актуальных данных Бюро национальной статистики по средней номинальной заработной плате в РК (350,5 тыс. тенге в третьем квартале), но достаточно близок к официальной медианной зарплате (230,9 тыс. тенге). Так что данные Numbeo весьма похожи на правду, сообщает finprom.kz.
Среди 97 стран, по которым эксперты Numbeo собирают данные, Казахстан находится в группе аутсайдеров. В сравнении со многими европейскими и азиатскими государствами наша республика не может похвастаться высокой или хотя бы усредненной в мировом масштабе зарплатой своих граждан.
В пятерке государств, где работающие люди получают самые высокие доходы от наемного труда, счет идет на тысячи долларов. Например, в Швейцарии средняя зарплата после уплаты налогов составляет 6,6 тыс. долларов. Это в 11,3 раза больше, чем у казахстанцев. В переводе на тенге это 2,9 млн тенге в месяц. Вот с этой страной точных часов и надежных банков сегодня и будем сравнивать Казахстан.
Между нашими государствами на самом деле очень много отличий. Начнем с того, что Швейцария входит в число стран с высоким индексом качества жизни, а Казахстан в этом рейтинге располагается ближе к Нигерии. Этот индикатор аналитики сервиса Numbeo считают как общую оценку с учетом стоимости жизни, уровня безопасности, здравоохранения, экологии, доступности жилья. Швейцария в этом рейтинге уверенно стоит на шестом месте после европейских стран с индексом 185,8. У Казахстана цифра в два раза ниже — всего 96,5 балла — и 73-е место в рейтинге из 84 стран. Эти данные актуальны на середину 2023 года.
Отстает наша республика практически по всем фронтам — по покупательной способности зарплат, стоимости жизни, уровню загрязнения, безопасности, состоянию здравоохранения. Единственное, что объединяет нас, это стоимость и доступность жилья для граждан. Если в Швейцарии соотношение стоимости недвижимости с доходами населения составляет 11, то в РК — 10,9. Показатель отражает то, столько лет нужно гражданину, чтобы накопить на покупку квартиры площадью 90 кв. м при средних доходах. Несмотря на свои высокие зарплаты, швейцарцам так же сложно купить собственное жилье, как и казахстанцам. Хотя нужно признать, что процентная ставка по ипотеке в этой стране казахстанцам и не снилась: всего 2,5% при оформлении жилищного кредита на 20 лет.
Даже при таких хороших условиях далеко не каждая швейцарская семья может позволить себе купить квартиру в кредит. Лишь 38,2% населения Швейцарии имеет собственное жилье. Все дело в дороговизне. Стоимость одного квадратного метра жилья в многоквартирном доме в швейцарских городах составляет 17,2 тыс. долларов. Это в 12 раз больше, чем в Казахстане. У нас квадратный метр оценивается в 1,4 тыс. долларов, что для многих семей также является недоступной ценой.
Большинство швейцарцев снимают жилье, что также стоит больших денег. Аренда однокомнатной квартиры в Цюрихе или Женеве обходится жителям в 2,2 тыс. долларов в месяц. В нашей стране средние расценки, судя по данным Numbeo, еще не так высоки: всего 552 доллара в месяц. Хотя агрегаторы недвижимости предлагают и очень дорогие, при этом небольшие по европейским меркам, квартиры в Алматы за 500–600 тыс. тенге в месяц (1,1–1,3 тыс. долларов). Также разительно отличаются в Казахстане и Швейцарии цены на услуги детских садов. В европейской стране месячная плата за воспитание и присмотр за ребенком в дошкольном учреждении превышает 2,8 тыс. долларов. Тогда как в Казахстане, по крайней мере в теории, основные затраты берет на себя государство, а родители оплачивают лишь питание (впрочем, это происходит только в государственных детсадах, которых на всех детей давно не хватает).
Одежда, «коммуналка», бензин и продукты в Швейцарии тоже значительно дороже, чем в Казахстане. В стране вкуснейших сыров очень высок уровень экологического сознания. Люди там готовы покупать экологически чистые, органические продукты, даже если они стоят намного дороже. Поддерживает «зеленое» фермерство и правительство: сельское хозяйство Швейцарии получает неплохие субсидии. Три года назад Научно-исследовательский центр экономики Швейцарии опубликовал данные, свидетельствующие о том, что эта богатая страна может вообще отказаться от сельхозпроизводства. С учетом высоких требований к органическому земледелию, продукты Швейцарии уже выгоднее покупать на внешних рынках, нежели производить самостоятельно. Однако такое мнение не было поддержано, так как семейное фермерство — уже не столько продовольственная необходимость, сколько образ жизни населения многих швейцарских кантонов (областей).
Судя по этим сравнительным данным, можно ошибочно сделать вывод, что при таких высоких ценах вся зарплата швейцарцев «съедается» большими потребительскими тратами. Но это не так. Зарплаты в этом европейском государстве настолько высоки, что цены на продукты, одежду и бензин не так сильно бьют по карману. Год назад аналитики универсального агентства «Рейтинг» сравнивали доли продовольственных затрат в 39 странах мира и пришли к выводу, что Казахстан в этом списке стоит на последнем месте. Доля расходов на еду у казахстанских семей самая высокая: 53%. В Швейцарии на продукты питания уходит только 12,8% семейного бюджета.
Спустя год ситуация в Казахстане не улучшилась, а даже стала еще хуже. Судя по данным из отчетов Бюро национальной статистики, в третьем квартале 2023 года доля расходов на продовольствие в домохозяйствах Казахстана составляла уже 55,3% от общих потребительских трат.