Первый вице-министр торговли и интеграции РК Айжан Бижанова провела совещание в акимате Шымкента, а также ознакомилась с ходом модернизации рынков. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
«Социально-экономическое развитие Шымкента сохраняет положительную динамику. Внутренний товарооборот города вырос на 14% и составил 2,4 трлн тенге. План по привлечению инвестиций в торговлю был перевыполнен в два раза и составил 88,5 млрд тенге», - говорится в сообщении пресс-службы министерства.
В городе действуют более 20 рынков, пять из них в этом году должны модернизировать. Например, модернизация универсального рынка «Алаш» завершена на 95%. Торговая площадь рынка составляет 5,2 га, количество торговых мест 2100. «Алаш» обеспечивает работой свыше двух тысяч человек. Модернизация позволила создать для торговцев и посетителей комфортные условия, разграничив павильоны с продуктами питания, вещевой блок и блок услуг.
Айжан Бижанова рассказала о проводимой министерством политике по поддержке торговой инфраструктуры. Также с администраторами рынка обсудили возможность предоставления отечественным производителям скидок на аренду торговых мест. Предложено организовать на территории рынка штаб-офис с вовлечением общественных объединений потребителей для приема жалоб граждан и предпринимателей. Такой подход обеспечил бы эффективное и оперативное взаимодействие между участниками торговой деятельности и потребителями.
В свою очередь акимату города было поручено ускорить работу по модернизации остальных рынков и взять на контроль ход их реализации, в том числе установить видеокамеры.
В своем выступлении на совещании по вопросам развития торговли Айжан Бижанова остановилась на стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) и насыщения внутреннего рынка. Первый вице-министр торговли поручила акимату оперативно реагировать на нарушения торгового законодательства, а также провести ряд переговоров с товаропроизводителями, СПК и торговыми сетями по недопущению роста цен на СЗПТ.
Для эффективной борьбы с непродуктивными посредниками, мониторинга и контроля цен на СЗПТ в Казахстане действует ряд механизмов, в том числе запущены и успешно реализуются два пилотных проекта, которые были презентованы в акимате Шымкента.
Для борьбы с непродуктивными посредниками запущен пилотный проект по анализу электронных счетов-фактур (ЭСФ). Посредством ЭСФ министерством отслеживается торговая надбавка без посещения субъектов бизнеса.
«Система помогает отследить не только размер торговой надбавки, но и количество звеньев и непродуктивных посредников, а также предпочтения граждан по местам закупа СЗПТ – это полезный инструмент, который нам нужно вместе использовать. Сейчас проводится работа по интеграции с системой комитета государственных доходов, но и сейчас мы уже можем еженедельно получать оперативные сведения по торговой надбавке, которые направляются в акимат. На все эти нарушения министерство ждет оперативной реакции. Это станет одним из KPI региональных комиссий», - отметила первый вице-министр торговли и интеграции РК.
В прошлом году был запущен пилотный проект – Национальная система прослеживаемости товаров (НСПТ), который позволяет отслеживать динамику товарооборота в продовольственном рынке в режиме реального времени, автоматизируя все процессы, связанные с оборотом товаров, обеспечивая прозрачность и достоверность данных.
В системе уже зарегистрировано 310 договоров по всему Казахстану, 469 зарегистрированных участников. Благодаря НСПТ можно полностью отследить финансирование сельхозпроизводителей в рамках работы стабилизационных фондов, а также объем СЗПТ и дальнейшую реализацию конечному потребителю. Все данные и электронные счета-фактуры собираются в хранилище данных.
«Таким образом, все данные в базе формируются на основе достоверных, первичных документов, подписанных самими участниками электронной цифровой подписью. Также система позволяет отследить ход освоения выделенных средств на стабилизацию цен. Акимату необходимо на постоянной основе загружать актуальные данные по запасам и движению СЗПТ в систему», - поручила Айжан Бижанова.