В 2022-2023 годах расходы на облачные сервисы стали самой быстрорастущей категорией ИТ-расходов в Казахстане. Специалисты исследовательской компании IDC совместно с Yandex Cloud подготовили исследование о том, как выглядит рынок облачных услуг в Казахстане сегодня и как он будет развиваться до 2026 года.
Как развивается рынок облачных сервисов в Казахстане
С 2017 по 2021 год расходы на ИТ в Казахстане выросли в 2,4 раза. При этом темпы роста расходов на облачные сервисы опережали рост других направлений ИТ-рынка — в результате их доля в расходах на ИТ увеличилась с 3,9% в 2017 году до 5,3% в 2021 году.
В 2022 году темпы роста затрат на ИТ замедлились до 7,4% по сравнению с 2021 годом, но спрос на облачные сервисы среди местных компаний продолжил расти — более чем на 30% в сравнении с 2021 годом. В результате доля расходов на облачные сервисы повысилась до 6,5% в общих затратах компаний на ИТ. Этот показатель все еще значительно ниже, чем на других развивающихся рынках. Например, в России доля расходов на облачные сервисы в 2022 году составила 17%, а в Западной Европе — более 25%.
Компании в Казахстане все чаще выбирают облака для разных бизнес-задач, и расходы на них уже лидируют среди трат на ИТ в целом. Закономерно темпы роста в индустриях, где облака уже широко внедрены, будут замедляться — например, в банкинге. В других секторах облака будут расти в ближайшие три года, в том числе в производстве, ретейле и транспортной сфере.
Самые популярные модели предоставления услуг
Наибольшую долю в объеме рынка облачных услуг в Казахстане в 2023 году составляет сегмент облачного программного обеспечения SaaS (software as a service), когда провайдер берет на себя лицензирование, установку, обслуживание, обновление и поддержание безопасности ПО, а компания платит за используемые ресурсы. Облачные сервисы, предоставляемые по модели SaaS, в 2022 году занимали 73% рынка, что составило 146,6 млн долларов.
Следующая по популярности — модель IaaS (infrastructure as a service): компания размещает в облаке инфраструктуру, а поставщик обслуживает и управляет ею. Так можно использовать любые облачные сервисы, включая хранилище, виртуальные серверы и операционную систему. Сервисы предоставляются через панель управления или API. Модель IaaS в 2022 году занимала 19% облачного рынка в Казахстане, объем этого сегмента — 39,2 млн долларов.
PaaS (platform as a service) — модель, при которой компания получает набор облачных сервисов и может с помощью них разрабатывать собственные решения. Это могут быть как простые мобильные приложения, так и сложное программное обеспечение для разных задач. При этом бизнес сам управляет своими приложениями, а обновление ПО и обслуживание оборудования — на стороне провайдера. Доля PaaS в 2022 году в Казахстане составляла 8%, или 16,2 млн долларов.
Как будет расти рынок в 2023-2026 годах
По прогнозу IDC, рынок облаков в Казахстане к 2026 году достигнет 455 млн долларов.
Быстрее всего будет развиваться сегмент PaaS — с 2023 по 2026 год он вырастет на 114% со среднегодовым темпом роста (CAGR) 29%. Рынок IaaS за тот же период увеличится на 80% с CAGR 17%, а SaaS — на 60% с CAGR 21%.
Какие компании активнее всего пользуются облаками и как это будет меняться
В 2022 году по использованию облачных сервисов в Казахстане лидировали банки. В 2023 году они остались в топе, но на первое место вышли промышленные предприятия. К 2026 году тройка лидеров изменится, в топ войдут сфера промышленности, ретейл и сектор профессиональных услуг.
Активно переходить в облако будут компании из транспортной отрасли, торговли и строительства. Одна из причин в том, что эти отрасли накапливают большие объемы данных и развивают новые ИТ-сценарии в бизнесе.
Так, BI Innovations, подразделение инвестиционно-строительного холдинга BI Group, выбрало гибридную инфраструктуру в облаке из-за роста холдинга: компании нужно было по кнопке масштабировать сервисы, поддерживая бесперебойную работу. Переезд в облако позволил сократить среднее время развертывания приложений с 16 до 2 часов.
Fix Price в связи с ростом бизнеса требовалось заменить решение по чековой аналитике — обновления витрин данных стали занимать от трех часов в сутки. Компания перешла на сервис управления базами данных и загружает в него порядка 10 ГБ в день. Скорость загрузки данных в витрины сократилась в 10 раз, а время построения аналитических отчетов не превышает двух секунд.
British American Tobacco использует речевые технологии в облаке. Раньше менеджеры вручную анализировали разговоры консультантов — всего 8-10% от общего числа обращений. Затем компания начала применять аудиобейджи на базе речевых технологий — это позволило анализировать 100% разговоров всех 240 консультантов. Аудиобейджи автоматически записывают, распознают и анализируют речь продавцов.
Обычно в облако переносят уже существующие процессы, но иногда реализуют и новые сценарии, которые становятся возможными за счет масштабируемых и отказоустойчивых облачных технологий.
Авторы: менеджер по консалтингу IDC Василий
Пименов, директор по продажам Yandex Cloud CIS Сергей
Сорокин