За 6 месяцев 2023 года экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 2,6 млрд долларов до 2,7 млрд долларов). Экспорт переработанной продукции АПК в первом полугодии составил 1,1 млрд, что также на 5% больше показателя 6 месяцев 2022 года (1 млрд долларов). Таким образом, доля переработанной продукции в общем объеме экспорта продукции АПК составила 40,1%. В топ-5 продукции АПК, поставляемой на внешние рынки, входят пшеница, мука, подсолнечное масло, семена льна и ячмень.
По данным Бюро нацстатистики, в 2022 году объем инвестиций в основной капитал сельского, рыбного и лесного хозяйства увеличился за год на 6,7% и составил 853 млрд тенге. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz президент Республиканской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «АгроСоюз Казахстана» Алик Сагиндыков рассказал о том, как развивается сектор АПК и какие существуют проблемы в отрасли. Спикер также поделился мнением о том, что необходимо сделать для дальнейшего развития агропромышленного сектора.
О стратегических проблемах отрасли
«Во всем мире развитие сельского хозяйства – это приоритет государственной социально-экономической политики. В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – Ред.), куда мы так стремимся, считается, что развитие сельского хозяйства говорит об общем развитии экономики страны, степени ее цивилизованности и социальном благополучии», – убежден Алик Сагиндыков.
Он приводит слова главы государства о том, что агропромышленный комплекс должен стать драйвером развития экономики Казахстана. «Наша страна действительно обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом. Но самое плохое, что у нас вроде все вопросы, задачи и цели по аграрной политике ставятся правильно, но, в конечном счете, все остается на том же месте», – делится глава РАСК «АгроСоюз Казахстана». Спикер упоминает нацпроект по развитию АПК на 2021-2025 годы, который поставили на утрату в этом году. О причинах такого решения, по его словам, не сообщают. «За годы независимости у нас было около 12 программ. Но никто за них не отвечает, никто по ним не отчитывается. Индикаторы – ожидаемые результаты – замазываются, говорят, что всё выполнили и идут дальше», – делится эксперт.
Сейчас в стране действует Концепция развития агропромышленного комплекса до 2030 года. «Ее начали разрабатывать в 2021 году. Концепция – это какое-то стратегическое направление с определёнными задачами, но это всё-таки не программа, за которую нужно отвечать», – считает Алик Сагиндыков.
Двумя главными стратегическими проблемами отрасли он называет кадровую политику и то, что уровень развития сельского хозяйства рассматривается отдельно от уровня развития сельских территорий. В этом году была принята Концепция развития сельских территорий. «Видимо, они все-таки призадумались и поняли, что отсутствие комплексного рассмотрения самого сельского хозяйства и сельских территорий – это нонсенс. Однако нонсенс продолжается, потому что разработчиком этой концепции выступило министерство национальной экономики. Я думаю, что все-таки это дело министерства сельского хозяйства», – замечает спикер.
Он также уверен, что сельское хозяйство нельзя рассматривать как агробизнес или предпринимательство «в полном смысле этого слова». «Все-таки сельское хозяйство, сельская территория – это социальный объект, это образ жизни для многих людей. Люди там живут, они там не зарабатывают. А у нас почему-то считается, что раз ты живешь при сельском хозяйстве, значит - должен зарабатывать. Это неправильное видение, которое у нас почему-то путается на самом верху. И это тоже мешает устраивать правильную аграрную политику, – резюмирует Алик Сагиндыков.
О продовольственной безопасности
По словам спикера, последние четыре года президент Казахстана говорит о продовольственной безопасности страны. «И он, конечно, прав. Сейчас самое главное – это продовольственная безопасность. Население Земли увеличивается – прогнозируется, что к 2040 году оно составит 9 млрд человек. Значит, понадобится на 50% больше продовольствия и источников энергии, чем сейчас», – констатирует эксперт. Если этого не будет, то миллиарды человек окажутся в состоянии голода и нищеты, добавляет он.
«Кроме того, у нас есть такой план обеспечения продовольственной безопасности, который был принят на 2022-2024 годы. И он вроде работает, но опять же – никто ничего не говорит про него, не отчитывается по нему и не рассказывает, как он финансируется», – отмечает глава РАСК «АгроСоюз Казахстана».
О землях
Алик Сагиндыков рассказывает, что Казахстан занимает по площади пашен пятое место в мире в расчете на одного человека – их общая площадь по стране составляет 25 млн га. «У нас почти 1,5 млн га орошаемых земель и 187 млн га пастбищ – весь мир этому удивляется, – говорит он. – Сейчас используется только половина всех пастбищных угодий – около 88 млн га. А 86 млн га у нас находятся в землях запаса». Эксперт считает, что для того, чтобы вовлечь пастбищные земли в оборот, нужно развивать инфраструктуру: проводить скотопрогонные трассы, строить колодцы и так далее.
«В 2017 году у нас был принят закон о пастбищах. Еще тогда я сказал товарищам-депутатам, что этот закон работать не будет, поскольку он был рамочный – там было всего 17 статей. Одним словом, закон не работал – в течение 5 лет ничего не изменилось. Буквально два года назад началась новая работа в этом направлении – в закон были внесены поправки, которые могут дать большой толчок развитию АПК. К концу года его направят на подпись президенту», – сообщает спикер. Он поясняет, что были внесены такие термины, как «общественные» и «культурные» пастбища. Также предлагается, чтобы местные исполнительные органы – объединения пользователей пастбищ – сами могли распределять эти земли.
О животноводстве
Эксперт убежден, что недостаток кормов мешает развитию животноводства в Казахстане. «Сейчас кормовые культуры занимают 15% общей площади посевов в стране. Три года назад показатель равнялся 11%, но в советские годы он составлял 30%. Если мы не будем развивать кормовое производство, у нас никогда не будет пастбищного животноводства и экспортного потенциала в этой сфере», – сказал он.
О сельскохозяйственных кооперативах
«Всего у нас в Казахстане около 200 тыс. аграрных формирований. Основная часть – это крестьянские (семейные) и фермерские (индивидуальные) хозяйства. Но количественный рост, к сожалению, не привел к качественным изменениям в их деятельности за эти годы», – подчеркивает Алик Сагиндыков. Он считает ошибкой роспуск колхозов и совхозов в 90-е годы. «Это не привело к хорошим изменениям – в результате у нас получилось мелкотоварное сельскохозяйственное производство», – заявил эксперт. Алик Сагиндыков приводит в пример Беларусь: «Там остались колхозы и совхозы – они процветают и прекрасно «заваливают» нас своей продукцией».
Спикер обращает внимание, что в крестьянских и фермерских хозяйствах очень низкая производительность труда. А внедрение инновационных технологий и привлечение инвестиций осуществляется в основном в крупных хозяйствах. «Качество продукции фермерских и крестьянских хозяйств не соответствует требованиям стандартизации и сертификации», – поясняет он. Эксперт перечисляет другие проблемы отрасли: нехватка финансовых ресурсов из-за отсутствия залогового обеспечения, высокая себестоимость сельхозпродукции, отсутствие системы сбыта, нехватка сельхозтехники, недостаточное распространение финансового лизинга. «И самое главное – недостаток знаний в сфере эффективной организации труда… Все эти проблемы нужно решать путем объединения фермеров в кооперативы», – уверен глава РАСК «АгроСоюз Казахстана».
О личных подсобных хозяйствах
В 2020 году Алик Сагиндыков уже высказывался на эту тему: «Если говорить о личных подсобных хозяйствах, то не стоит забывать, что они производят почти половину всего валового продукта сельскохозяйственной отрасли. В них задействованы почти 1,5 млн человек. При этом уже на протяжении 10-15 лет нами неоднократно поднимается вопрос о принятии специального закона о личных подсобных хозяйствах, однако никаких подвижек в этом направлении так и не последовало».
По его словам, за три прошедших года закон так и не был принят. «Эти люди вообще находятся, грубо говоря, вне закона: не платят налоги, не получают никаких мер государственной финансовой поддержки, – говорит спикер. – При этом они готовы платить налоги, но хотят, чтобы их «узаконили», чтобы им дали земли. Допустим, в сельской местности у ЛПХ может быть максимально 25 соток возле дома. В городской – максимум 5 соток. И на этих 5-10 сотках они умудряются держать коров, что-то выращивать и продавать потом все это на базаре».
О сельской местности
«Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что развитие сельского хозяйства не должно быть без развития сельских территорий», – повторяет глава РАСК «АгроСоюз Казахстана». Алик Сагиндыков описывает сельскую местность. «Там как после бомбежки: дороги разбиты, молодежь слоняется по улицам – население не знает, чем заниматься, идет миграционный отток в города. Десять лет назад сельское население составляло 43-44% страны, сейчас – уже 38%. Из 20 млн человек только 7,5 млн проживает в сельской местности. И ситуация будет ухудшаться с каждым годом», – утверждает эксперт.
Он отмечает, что Казахстан – аграрно-индустриальная страна. «Надо создавать условия для людей там, в сельской местности, а не заниматься развитием урбанизации. И это очень важно связать с местным самоуправлением», – обращает внимание спикер.