Freedom Finance Global провел третье исследование потребительской уверенности, инфляционных и девальвационных ожиданий жителей четырех стран Центральной Азии – Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. В опросе приняли участие по 3600 респондентов из двух первых стран и 1600 и 1200 – из последних.
Третий месяц исследования, которое проводится методом телефонного опроса, позволяет значительно дополнить макроэкономическую картину в регионе. Результаты второй волны за август по большей части подтверждены результатами сентября: изменения показателей в последнем летнем месяце не стали случайным событием.
Также наблюдаются определенные тренды, которые могут быть уникальными для одной страны или общими для всей Центральной Азии. Например, один из продуктов питания – мука – оказалась общей проблемой для подавляющего большинства жителей региона. В некоторых странах вновь становятся актуальными и показатели инфляции.
Итоги исследования за сентябрь
Все страны Центральной Азии, кроме
Казахстана, показали улучшение потребительской уверенности.
Рост индекса в Узбекистане и Таджикистане коррелирует в первую очередь с ростом позитива в вопросе личного материального положения. Жители этих стран отмечают улучшение своего положения и, ждут его улучшения в течение следующих 12 месяцев. Также население положительно оценивает текущее состояние и перспективы экономики своих стран. Но благоприятность условий для совершения крупных покупок продолжает оставаться в негативной зоне во всех четырех странах. Тем не менее Кыргызстан вышел в лидеры конкретно в этом вопросе. За месяц стало заметно больше жителей страны, которые считают, что могут сейчас позволить себе сделать крупные покупки. При этом у соседей лишь в Таджикистане наблюдается рост позитива в этом вопросе, и то степень роста – мизерная. В Казахстане и Узбекистане, наоборот, наблюдается снижение благоприятности условий для крупных приобретений.
Интересно отметить, что немного выросли инфляционные ожидания в Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане. В Казахстане рост более значительный, нежели в Кыргызстане и Таджикистане, вероятнее всего, на фоне роста курса доллара и ожиданий ослабления тенге. Также выделим резкое увеличение инфляционных оценок в Таджикистане, где инфляция заметно ускорилась в августе. Ввиду отсутствия данных пока неясно, какой оказалась инфляция в сентябре, но можно предположить, что цены продолжили расти. Такая же ситуация с оценкой инфляции прослеживается в Узбекистане и частично в Казахстане. Самой актуальной и острой темой для всего региона стала мука, цены на которую резко подскочили в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане на фоне ограничений экспорта из Казахстана. Почти 7 из 10 респондентов заметили сильный рост цен на данный продукт, тогда как в Казахстане показатель несколько ниже: это отмечают лишь трое из 10.
Ожидания по ослаблению национальной валюты выросли в Казахстане, Кыргызстане и в чуть меньшей степени – в Узбекистане. В Таджикистане же все неизменно на фоне стабильного курса доллара к сомони. В Казахстане ожидания по росту доллара достигли самого высокого показателя за время исследования. В Узбекистане и Кыргызстане рост девальвационных ожиданий также происходит, даже несмотря на относительно более стабильный курс в сентябре. Отметим, что в Узбекистане показатель роста хоть и оказался меньше, подавляющее большинство населения ждет ослабления сума в течение года.
Казахстан
Индекс потребительской уверенности казахстанцев в сентябре составил ровно 100 пунктов и продолжил медленно снижаться. Такая ситуация наблюдается второй месяц подряд. Этот показатель указывает на нейтральную позицию казахстанцев по вопросам изменений и прогнозов личного материального положения и экономики.
Главными факторами снижения индекса стали вопросы, касающиеся изменений экономической ситуации за последний год и благоприятности условий для совершения крупных покупок. Субиндексы по этим вопросам снизились на 1,8 и 1,4 пункта соответственно. Если в августе 18,2% казахстанцев считали, что экономика страны улучшилась в какой-либо степени, то в сентябре доля таковых упала до 16,4%. Также отчетливо видно, что чем старше опрашиваемый, тем меньше у него доля позитивных ответов. К примеру, если 22% молодежи выбрали положительные варианты ответов, то у людей старше 60 лет таких набралось лишь 12%. Самым пессимистичным регионом оказалась Павлодарская область, где индекс произошедших изменений в экономической ситуации составил 61,9 пункта, а в лидерах оказались Атырауская, Жетысуская и Мангистауская области, набравшие 86,6–90,1 пункта.
Узбекистан
Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в сентябре продолжил расти и составил 139,1 пункта, тем самым указывая на продолжение роста позитива среди населения. Показали рост все компоненты-субиндексы, кроме благоприятности условий для совершения крупных покупок – этот показатель снизился с 89,8 до 88 пунктов.
Наибольшее увеличение можно увидеть по оценке изменений личного
материального положения, которая выросла сразу на 4,4 пункта. Если в августе доля
тех, кто отмечал улучшение этого компонента, составляла 54,7%, то в сентябре
показатель вырос до 57,5%.
Кыргызстан
В Кыргызстане индекс потребительской уверенности в сентябре составил 127,8 пункта, увеличившись на 2,5 пункта в сравнении с августом. Все пять субиндексов в Кыргызстане показали рост, но самое заметное увеличение продемонстрировала оценка благоприятности условий для совершения крупных покупок. Августовское снижение индекса CCI (индекс потребительской уверенности) было полностью отыграно, и сентябрьский показатель оказался немного выше июльского, составив 127,4 пункта.
Таджикистан
Индекс потребительской уверенности в Таджикистане в сентябре составил 143,2 пункта, что вновь является самым высоким значением среди рассматриваемых четырех стран Центральной Азии. За месяц индекс повысился на 2,4 пункта, все 5 субиндексов также показали рост. Сильнее всего увеличились два компонента, касающиеся изменения личного материального положения в течение года: «Прогноз» и «Оценка».
Исследование за сентябрь в большей степени подтвердило результаты августа. Можно сделать осторожный вывод о наличии определенных трендов в некоторых странах, которые объясняются фундаментальными особенностями, официальной статистикой, сообщениями в СМИ и движением котировок национальных валют. Также наблюдается некоторая экономическая связь одного и того же товара в целом регионе. Если в прошлый раз это был рис, в сентябре таким товаром оказалась мука. Такая более ясная и полная картина может оказаться полезной всем основным экономическим агентам ЦА.
Автор: Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global