Агентство по защите и развитию конкуренции проанализировало рынок услуг автокредитования за 2020, 2021 годы и 9 месяцев 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.
На рынке работали 16 кредитных организаций.
«70% рыночной доли приходилось на Евразийский Банк, Банк ЦентрКредит и Kaspi Bank. В 2022 году наблюдался рост объемов автокредитов у Евразийского Банка и Банка ЦентрКредит за счет участия в программе льготного автокредитования (предел ГЭСВ – 7,5%). Наибольший объем выданных автокредитов вне льготной программы (был зафиксирован – Ред.) у Kaspi Bank», - сообщили в АЗРК.
В агентстве пояснили, что банк занимался автокредитованием на вторичном рынке, в том числе через цифровую платформу «Колеса».
«В коммерческом сегменте отмечались высокие процентные ставки - 33% (предел ГЭСВ – 40%), риски навязывания (услуг - Ред.) кредитных и страховых организаций», - сообщили в АЗРК.
Анализ механизма финансирования льготного автокредитования в 2022 году показал ограничение конкуренции на рынке как между автопроизводителями, так и между банками второго уровня, участвующими в программе.
Напомним, на программу льготного автокредитования банкам второго уровня - Народный банк Казахстана, Forte Bank, Банк ЦентрКредит и Евразийский Банк - выделили 100 млрд тенге. Оператором программы был Фонд развития промышленности.
ФРП, отметили в АЗРК, распределил указанную сумму между банками и установил каждому из них лимиты финансирования на каждого автопроизводителя.
«Следует отметить, что финансирование льготного автокредитования осуществлялось без предварительного обеспечения необходимым количеством автомобилей отечественной сборки для удовлетворения спроса населения, что в свою очередь спровоцировало рост цен на автомобили», - сообщили в агентстве.
Ранее вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ильяс Оспанов рассказал, почему программу по льготному автокредитованию физических лиц через Фонд развития промышленности (ФРП) отменили. «Вы знаете, у нас есть две программы. Одна из них разрабатывается Банком Развития Казахстана, а другая реализуется по направлению Фонда развития промышленности. Теперь будут внесены изменения в программу, реализуемую через Фонд развития промышленности. Средства будут направлены на обновление автобусного парка в регионах. А программа Банка Развития Казахстана останется без изменений», - сказал Ильяс Оспанов.
Читайте также
Об этом рассказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ильяс Оспанов