Министерство сельского хозяйства планирует ввести запрет на вывоз с территории Казахстана маточного поголовья КРС и МРС на полгода, а также количественные ограничения в отношений бычков старше 12 месяцев и баранчиков старше 6 месяцев. Соответствующие проекты приказов находятся на согласовании госорганов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«Данные меры необходимы в первую очередь для развития животноводческой отрасли страны. В частности, ранее действовавшие аналогичные запреты позволили достичь динамики в росте численности маточного поголовья по всем видам скота. На 1 января 2023 года поголовье КРС увеличилось на 2,5%, что положительно сказалось на обеспеченности внутреннего рынка мясом. Также выросли объемы переработки мяса на 7,7%, до 176,7 тыс. тонн», - считают в министерстве.
В Минсельхозе отметили, что за последние 5 лет на поддержку отрасли животноводства выделено 556 млрд тенге, в том числе 211 млрд тенге на развитие мясного скотоводства.
«Запланированы некоторые изменения по части субсидирования отрасли. К примеру, в проекте новых правил предусмотрено исключение 2 направлений из действующих 7 в мясном скотоводстве. В частности, будут отменены субсидирование содержания племенного быка-производителя (аренда быков и баранов-производителей) и приобретение импортированного маточного поголовья КРС, соответствующего породному происхождению», - сообщили в МСХ.
В 2022 году, отметили в ведомстве, доля данных видов субсидии в общем объеме субсидии на мясное скотоводство и овцеводство составила всего 4,1% или 2,4 млрд тенге. Норма субсидирования аренды быков и баранов-производителей была исключена из-за высоких коррупционных рисков, а также по причине наличия уже существующего инструмента – субсидирования стоимости приобретенного племенного производителя, таким образом, на одно направление приходится 2 инструмента поддержки. Норма субсидирования стоимости импортированного маточного поголовья крупного рогатого скота, соответствующего породному происхождению, была исключена по аналогичной причине.
«Важно подчеркнуть, что объемы финансирования в целом по господдержке племенного дела в животноводстве остались неизменными. Потери субсидий от аренды производителей и стоимости импортированного маточного поголовья КРС, соответствующего породному происхождению, можно восполнить за счет существующих инструментов поддержки, о которых было сказано. Кроме того, проект новых правил предусматривает предоставление больше свободы фермерам в вопросах выбора способов ведения селекционно-племенной работы в рамках технологии производства. В частности, фермер сам в зависимости от своих возможностей может выбрать приемлемый для себя способ воспроизводства, а также нагрузку на одного производителя в пределах научно обоснованных норм», - считают в ведомстве.
При обсуждении проекта новых правил субсидирования, как отмечают в МСХ, были учтены рациональные предложения фермерского сообщества. В частности, из первоначальной версии правил были исключены такие нормы, как обязательность подтверждения отцовства полученного приплода методом ДНК-анализа при вольной случке племенного маточного поголовья, сокращены сроки сохранения просубсидированного производителя с 24 до 18 месяцев, приведены в соответствие с зоотехническими нормами нормативы выбытия животных путем дополнительного включения в него вынужденного убоя и выбраковки.
«Что касается проекта новых правил по инвестиционному субсидированию в части мясного животноводства, то здесь исключено субсидирование строительства новых откормплощадок для КРС, так как на сегодняшний день средняя заполняемость действующих составляет около 40%. Таким образом, высвободившиеся средства планируется перенаправить на техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий», - считают в ведомстве.
Исключается норма и по субсидированию стоимости передвижных вагончиков по причине высоких коррупционных рисков, в частности, из-за большого разброса их стоимости и возможности поставок восстановленных старых вагончиков вместо новых. Также внесены изменения и по субсидированию строительства колодцев и скважин. Поясняется, что это было сделано для максимального снижения существовавших высоких коррупционных рисков в соответствии с рекомендациями Антикоррупционной службы.
В МСХ уточнили, что, во-первых, конкретизированы и ужесточены требования к качеству строительных материалов, используемых для строительства (диаметр и толщина труб), а также к подрядчикам, которые должны быть лицензированы, что позволит лучше защитить интересы фермеров. Во-вторых, исключена норма по субсидированию стоимости глубинных насосов, инверторов, электростанций из-за большого разброса их стоимости, что создавало условия для приписок и незаконного получения субсидий. С другой стороны, это оборудование занимает лишь малую часть от стоимости бурения и материалов. В-третьих, конкретизирована норма по определению глубины скважины, подлежащей субсидированию. Ранее установленная глубина 50 метров для всех регионов и 375 метров для аридных зон не в полной мере учитывала реальную ситуацию на местах.
«Уточнение данной нормы, а также
нормативов субсидирования все еще продолжается совместно с научными и
специализированными организациями. Окончательное решение по ней будет принято в
ближайшее время. На сегодняшний день проекты правил субсидирования находятся
на согласовании в государственных органах и в ближайшее время будут утверждены», - сообщили в Минсельхозе.
Читайте также
Профильные ассоциации просят оставить прежнюю систему господдержки или снять ограничения на экспорт живого скота