В 2022 году в Казахстане ввели в эксплуатацию 130 объектов ВИЭ суммарной мощностью 2388 МВт, доля выработки ими электроэнергии составила 4,5%. Об этом стало известно во время II Международного делового фестиваля Qazaq Green Fest, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Председатель совета директоров Ассоциации ВИЭ «Qazaq Green» Нурлан Капенов напомнил, что с 2018 года запущен аукционный механизм по отбору проектов ВИЭ, который получил высокую оценку со стороны иностранных инвесторов и международных институтов развития. За пять лет в аукционах приняли участие 232 компании из 13 стран мира. Сектор ВИЭ привлек более 1 трлн тенге инвестиций, создано более 2000 высококвалифицированных постоянных рабочих мест. Лидером по внедрению альтернативных источников энергии на сегодня является Акмолинская область. Здесь действует 9 ветряных электростанций. Еще шесть ветряных электростанций планируют построить в Кокшетау. Их общая мощность превысит 300 мегаватт. Проект стоимостью 155 млрд тенге финансируется за счет частных инвестиций. И это не единственный регион, где активно развивают ветряную и солнечную энергетику, сказал глава Qazaq Green.
«В плане альтернативной энергетики, безусловно, лидируют регионы, где наибольший дефицит электроэнергии - это Жамбылская, Алматинская, а также Акмолинская области. В Жамбылской области есть хорошие перспективы. Солнечные панели боятся сильной жары, но в данном регионе не так жарко, как, например, в Туркестанской области. Есть перспективы и у Северо-Казахстаной области за счет хорошего ветрового потенциала и перетока электроэнергии из России», - рассказал Нурлан Капенов.
По данным Qazaq Green, в последние годы рост новых мощностей в электроэнергетике страны осуществляется за счет возобновляемой энергетики. Так, с 2019 по 2022 год (по состоянию на 1 декабря 2022 года) в эксплуатацию было введено 1908,2 МВт мощностей ВИЭ против 311,5 МВт мощностей традиционных станций.
«Нельзя забывать, что ключевым фактором в развитии ВИЭ являются не только выгодные климатические условия, но и заинтересованность акима области. Очень важно, чтобы руководство региона оставалось открытым для привлечения инвестиций в ВИЭ. На моей памяти в той же Жамбылской области, когда встал вопрос о выделении земли для строительства ВИЭ, аким региона собрал всех чиновников за один стол, где решение было принято не за полгода, а за два часа», - отметил Нурлан Капенов.
Однако, по словам председателя совета директоров ассоциации, несмотря на определенный успех, зеленая энергетика в стране буксует. Ведь пока 70% электроэнергии в Казахстане вырабатывают с помощью угля.
«Сегодня зеленая энергетика столкнулась с проблемами. Если за последние 8-9 лет было построено 130 объектов возобновляемых источников энергии мощностью 2,5 ГВт, это 4,5% от общей генерации, то в последние два года данные объемы пошли на спад. И как раз на фестивале Qazaq Green Fest мы рассматривали эти проблемы, барьеры, которые стоят перед сектором», - подчеркнул он.
Председатель Мажилиса Парламента Казахстана Ерлан Кошанов полагает, что «озеленение» энергетического сектора — не просто модный тренд, а уже реальность.
«Считаем важным развитие не только крупномасштабных проектов ВИЭ, но и стимулирование внедрения технологий ВИЭ населением страны и предпринимателями для собственных нужд. Сейчас на рассмотрении в мажилисе парламента находится законопроект, направленный именно на поддержку маломасштабных ВИЭ», — отметил он.
Директор департамента развития электроэнергии министерства энергетики Айдос Дарибаев сообщил, что если сейчас ВИЭ от общей доли электроэнергии занимают 4%, то уже через 7 лет она должна составлять 15% — и это большой объем.
«Если на ближайшее время распределить долю выработки, то мы прогнозируем, что доля угля все же вырастет, но не так сильно. Но при этом мы будем увеличивать долю газовой и гидрогенерации, а также ВИЭ», - уточнил он.
Несмотря на то, что себестоимость «чистой» энергии дороже «грязной» примерно в 1,5 раза, участники форума пришли к выводу, что сектор требует крупных вложений, которые на сегодня поступают от иностранных инвесторов. Однако в дальнейшем строительство объектов ВИЭ будет обходиться дешевле традиционных.
К 2030 году Казахстан планирует довести долю альтернативных источников энергии до 15% и только к 2060-му достичь углеродной нейтральности.
На форуме обсудили и новый тренд - ESG. Отметим, что значительную поддержку в организации фестиваля оказал Jusan Bank, где уже давно и активно внедряют эти стандарты.
«Согласно глобальному опросу 803 компаний, где работает более 11,3 млн человек, в ближайшие 5 лет до 80% компаний планируют внедрять стандарты ESG. И в рамках социальной политики женщины являются приоритетной группой для большинства работодателей (79%) в их программах разнообразия, справедливости и инклюзивности (Diversity, Equity and Inclusion). Но необходимо развивать потенциал каждого отдельного члена общества независимо от того, женщина это или мужчина. Сегодня почти половина или 4,6 млн человек экономически активного населения Казахстана – женщины. Треть занятых женщин выполняют высококвалифицированную работу, в то время как мужчины в основном заняты работой с оборудованием, в промышленности, строительстве и т.д. Среди руководителей женщин также становится больше – только за 1 год их доля выросла на 5% по итогам 2022 года (38%)», - сообщил региональный директор Акмолинского филиала Jusan Bank Ернар Идрисов.
Он добавил, что прогресс Казахстана в достижении гендерного равноправия отмечают и на международном уровне.
«По критериям экономической активности и возможностям Казахстан занимает 29-место, где учитываются такие показатели, как участие на рынке труда, разрыв в заработной плате, занятие руководящих должностей. При этом сохраняется гендерное неравенство в оплате труда. По официальной статистике, в 2022 году разрыв в заработных платах составил 18,5%. Среднемесячная заработная плата у мужчин составляет 299,6 тыс. тенге, а у женщин – 244,3 тыс. тенге. Примечательно, что в начале карьерного пути женщины зарабатывают больше мужчин. В промежутке с 26 до 40 лет зарплаты у женщин практически перестают расти (~240 тыс. тенге). Вероятнее всего, это связано с выходом большинства женщин в декретный отпуск, после которого, по сути, им приходится начинать карьеру снова», - отметил он.