Обзор рынков, подготовленный аналитиками Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
По итогам биржевых торгов пятницы курс по паре USD/KZT снизился до отметки 448,28 тенге за доллар (-0,77 тенге) при увеличении торговой активности до 170,6 млн долларов (+33,8 млн). Общий пессимизм на мировых фондовых и сырьевых рынках, связанный с затягиванием решения по поводу госдолга США, также повлиял и на индекс доллара, который потерял 0,4% за сессию. Помимо этого продажи инвалюты могли быть связаны как с подготовкой казахстанских экспортеров к квартальному налоговому периоду, так и с традиционными мерами по стабилизации локального валютного рынка (обязательная продажа валютной выручки КГС и конвертация трансфертов из Нацфонда).
На текущей утренней сессии пара USD/KZT (10:53 ALA) торгуется на уровне 445,2 тенге за доллар.
ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
По итогам торгов в пятницу индикативные ставки денежного рынка вновь разнонаправленно изменились: TONIA выросла на 8 б.п., до 15,93%, а SWAP_1D снизился на 13 б.п., до 15,33%. При этом объем торгов оставался повышенным и составил 735,7 млрд тенге против среднесуточного значения с начала года в 657,8 млрд. В то же время пятничный спрос на депозитном аукционе НБРК составил 150 млрд тенге (100% спроса, средневзвешенная доходность – 16,75% годовых), Открытая позиция по операциям НБРК остается у отметки в 4,5 трлн тенге.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК
По итогам биржевых торгов акциями в пятницу индекс KASE снизился, закрывшись на отметке 3 603,88 пункта (-0,3%). В большей степени распродажи коснулись акций Kaspi (-1,6%) и Казатомпрома (-1,0%), тогда как рост стоимости долевых бумаг БЦК (+1,1%) и Народного Банка (+0,8%) частично нивелировал снижение. Между тем после закрытия торгов КазМунайГаз отчитался о достаточно сильных производственных результатах за I квартал 2023 года, а также объявил о размере дивидендов за 2022 год – 491,71 тенге на акцию (фиксация акционеров по состоянию на 31.05). Из событий на долговом рынке отметим размещение КФУ одно- и трехлетних облигаций общим объемом 10,0 млрд тенге и доходностями 15,68% и 18,20% годовых, соответственно.
МИРОВОЙ РЫНОК
В пятницу основные фондовые индексы США снизились, потеряв по итогам дня 0,1-0,3% на фоне «застоя» в переговорах по повышению потолка госдолга и сохраняющихся рисков в банковском секторе. После провала вчерашних переговоров очередное обсуждение пройдет сегодня, менее чем за 2 недели до потенциального дефолта, что вызывает обеспокоенность участников рынков. Из-за этого «голубиная» риторика главы Федрезерва Джерома Пауэлла о том, что в текущих жестких условиях кредитования нет необходимости в дальнейшем повышении процентных ставок, была проигнорирована инвесторами. Между тем акции региональных банков США продолжили падать после заявления министра финансов Джанет Йеллен о том, что после серии банкротств могут потребоваться новые слияния банков.
НЕФТЬ
Мировые цены на нефть в пятницу снизились до 75,6 доллара за баррель (-0,4%) на фоне опасений о сокращении спроса со стороны двух основных потребителей сырья. Проблемы в переговорах по потолку госдолга в США повышают вероятность дефолта и, как следствие, кризиса в американской экономике. Также сохраняется обеспокоенность о восстановлении Китая после выхода слабых макроданных за последние 2 недели. Более того, анонсированные G7 новые возможные меры по ограничению поставок российской нефти скептически восприняты участниками сырьевых рынков, так как до сих пор РФ удавалось найти способы обойти введенные санкции. В моменте котировки продолжают снижаться на 0,9%.
РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ
По итогам торгов пятницы курс по паре USD/RUB укрепился до отметки 80 рублей за доллар (-0,3%). Поддержку российской валюте, вероятно, оказывала подготовка компаний-экспортеров к единой дате внесения налоговых платежей (29.05). При этом расширение американских и британских санкций, в том числе против таких крупнейших компаний РФ, как «Полюс», «Полиметалл» и АФК «Система», не оказало существенного влияния на курс рубля, так как оно уже было учтено в котировках. В перспективе давление на рубль может оказать введение странами G7 новых ограничений в отношении российской финансовой системы, подробности которых еще неизвестны.