Концепция торгового хаба в Алматинской агломерации была презентована во время панельной дискуссии «Ключевые драйверы рынка и перспектива развития рынка складской недвижимости». Она проходила во время II Центрально-Азиатской конференции CREW Warehouse 2023 в Алматы 27 апреля 2023 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Директор Центра трансформации бизнеса АО «НК «КТЖ» Ержан Наурузбаев сообщает, что за 10 лет – с 2013 года – объем контейнерных перевозок через территорию Казахстана вырос в 100 раз. При этом темпы роста сохраняются, добавил он. «За первые два месяца 2023 года рост товарооборота между Казахстаном и Китайской Народной Республикой составил 30%, в том числе экспорт из РК в КНР увеличился на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цифры, действительно, впечатляющие», – подчеркивает спикер.
Ержан Наурузбаев также обращает внимание на то, что рост объема товарооборота между Китаем и странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2022 году предварительно составил 22%. «Это показывает потенциал наших торгово-экономических отношений, а также говорит о потребности развития транспортно-логистической инфраструктуры», – уверен представитель КТЖ.
Он также отмечает, что через Казахстан проходит более 13 международных транспортных коридоров. «На сегодняшний день мы можем констатировать, что Казахстан уже состоялся как транзитный хаб. Мы переваливаем только контейнерами более 1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – Ред.) через территорию страны», – сообщил директор Центра трансформации бизнеса АО «НК «КТЖ».
Спикер напомнил о нескольких больших инфраструктурных проектах – строительстве второй железнодорожной линии на участке Достык-Мойынты, новых железнодорожных линий Бахты-Аягоз и Дарбаза-Мактаарал, обводной линии вокруг Алматы, а также проекте третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и КНР – для дальнейшего развития транзитного потенциала страны.
«Компания КТЖ приступила к созданию и развитию – пока еще на уровне концепции – торгового хаба в Алматинской агломерации», – делится Ержан Наурузбаев. Он также рассказывает, что к четырем направлениям торгового хаба относятся хранение, переработка, реализация и транспорт (авиа, ж/д, авто и терминалы). К первому элементу относятся склады временного хранения, а также бондовые и торговые склады. К переработке – сортировка, упаковка, сборка и предпродажная обработка. Что касается реализации, то к ней имеют отношение торговые площади, сертифицированные лаборатории, а также погрузочные площадки.
Ержан Наурузбаев отметил, что потенциал Алматинского хаба не ограничивается лишь пространством ЕАЭС. КТЖ также рассматривает страны Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока. «Мы видим, что хаб в Алматинской агломерации может служить не только для экспорта китайских товаров, но и для консолидации товаров из этих регионов для импорта в Китай. То есть это такие своеобразные Западные ворота китайского рынка», – поясняет он.
Спикер подчеркивает, что к проекту проявили большой интерес как существующие, так и потенциальные партнеры КТЖ: компании Abu Dhabi Ports из ОАЭ, PSA и Surbana Jurong из Сингапура, а также Шаньдунская портовая группа из КНР.