USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Как эксперты оценивают транзитный потенциал Казахстана

Транспортный коридор «Восток-Запад» может стать главным связующим звеном, которое соединяет Азию и страны ЕС

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Руководитель направления стратегического консультирования в области транспорта и логистики, а также заместитель директора KPMG Caucasus and Central Asia Евгений Косачев считает, что геополитические изменения в Евразии оказали значительное влияние на направления экономического развития стран региона. В фокусе – развитие торговли и товарооборота внутри региона. По словам спикера, это требует развития новых альтернативных транспортно-логистических маршрутов.

«В этом вопросе Казахстан выступает одним из ключевых звеньев, демонстрируя мощный логистический потенциал. Транспортный коридор «Восток-Запад» в перспективе может стать главным связующим компонентом, который соединяет Азию и страны Европейского союза», – убежден Евгений Косачев.

Однако резкий рост спроса на этот транзитный коридор выявил «узкие места» маршрута. К ним относятся инфраструктурные ограничения, длительные таможенные процедуры, низкий уровень пропускной способности, а также ряд проблем, которые связаны с физическими и нефизическими барьерами на различных этапах.

Транспортные коридоры в Казахстане и соседних странах

Через Казахстан и граничащие с ним страны проходят маршруты, которые соединяют, с одной стороны, западные и восточные регионы (Европа-Азия), а с другой – северные и южные регионы (Европа-Индия), рассказывает Евгений Косачев. К этим маршрутам относятся Северный и Евразийский маршруты, а также «Север-Юг» и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Эксперты считают, что актуальность этих маршрутов в последние годы только растет.

Ключевые транспортные коридоры между Европой и Азией <br>Источник: Eurasian Rail Alliance Index (ERAI)<br> - Kapital.kz

Ключевые транспортные коридоры между Европой и Азией 
Источник: Eurasian Rail Alliance Index (ERAI)

По словам Евгения Косачева, драйверами роста грузоперевозок на маршрутах, которые пролегают через Казахстан – в первую очередь ТМТМ – стали снижение объема транзитных перевозок через Российскую Федерацию (РФ), а также необходимость поиска альтернативных маршрутов.

Если последние несколько лет объем перевозок из Китая в Европу транзитом через РФ демонстрировал рост и достиг рекордных значений в 2021 году, то в 2022 году объем транзита снизился почти на треть, замечает спикер. Сохранение подобных тенденций может обеспечить рост грузоперевозок по альтернативным логистическим путям на уровне 250 тыс. TEU (twenty-foot equivalent unit – двадцатифутовый эквивалент). Это около 5,4 млн тонн.

Перспективы развития Транскаспийского международного транспортного маршрута

ТМТМ пролегает через Казахстан, Азербайджан и Грузию. Евгений Косачев подчеркивает, что на сегодняшний день эксперты отдают предпочтение этому маршруту. У него удобное географическое расположение. Он также имеет потенциал для дополнительной загрузки и преимущества по срокам доставки в сравнении с некоторыми другими маршрутами. В 2021 году загрузка ТМТМ составила около 32%.

Описание ТМТМ и пропускная способность ключевых пунктов маршрута <br>Источник: анализ рабочей группы KPMG<br> - Kapital.kz

Описание ТМТМ и пропускная способность ключевых пунктов маршрута 
Источник: анализ рабочей группы KPMG

По словам спикера, срок доставки грузов, отправленных из порта Ляньюньган в Китае по маршруту ТМТМ, составляет 13-21 день. По альтернативному маршруту через Суэцкий канал грузы будут находиться в пути 35-45 дней.

В то же время существуют барьеры, которые препятствуют полноценной реализации потенциала развития маршрута. «Отмечается относительно низкая максимальная пропускная способность, особенно на участках Достык-Мойынты, ст. Алматы, а также неоптимизированная инфраструктура», – добавляет Евгений Косачев.

Спикер сообщает, что на государственном уровне стран-участниц ТМТМ активно прорабатываются и устраняются «узкие места» маршрута. К ним относятся отсутствие соответствующих логистических хабов в западном направлении (в районе Актау), высокий износ вагонов, фитинговых платформ и локомотивов, а также недостаточное количество судов в акватории Каспийского моря – в частности, паромов.

Фактический объем перевозок по ТМТМ и экспертная оценка потенциального трафика в 2017-2027 годах, в тыс. TEU - Kapital.kz

Фактический объем перевозок по ТМТМ и экспертная оценка потенциального трафика в 2017-2027 годах, в тыс. TEU

«Объемы перевозок, для которых необходимы альтернативные логистические пути из-за ограничения перевозок по территории РФ (~250 тыс. TEU), заметно превышают пропускную способность маршрута ТМТМ, которая составляет около 80 тыс. TEU», – обращает внимание Евгений Косачев. В случае реализации мероприятий по устранению «узких мест» и развитию маршрута рост его пропускной способности может достигнуть 200 тыс. TEU к 2025 году. К таким мероприятиям также относятся развитие инфраструктуры в ближайшие годы и активное взаимодействие всех участников маршрута.

«Без устранения «узких мест» и значительного развития инфраструктуры, а также с учетом сложившейся геополитической ситуации и ожиданий по объему контейнерных перевозок в 2022 году, объемы контейнерных грузоперевозок по ТМТМ могут составить чуть более 56 тыс. TEU в 2024 году и около 71 тыс. TEU к 2027 году», – делится спикер. Этот объем будет превышать почти в 3 раза объем контейнерных перевозок в 2021 году, отмечает он.

Направления дальнейшего развития ТМТМ

Спикер, а также другие эксперты отрасли выделяют необходимость анализа и разработки рекомендаций по устранению барьеров и ограничений, работу над развитием пропускной способности, создание хабов, организацию совместной подготовки вопросов странами-участницами ТМТМ среди потенциальных направлений для развития.

Останавливаясь подробно на вопросах, следует обратить внимание на:

• анализ и разработку рекомендаций по устранению таких барьеров и ограничений, как низкая пропускная способность или несовместимость технических стандартов (разная ширина колеи железных дорог), которые влияют на функционирование рынка услуг железнодорожного, морского и автомобильного видов транспорта;

• разработку мер по унификации транспортной политики стран-участниц ТМТМ, которая включает в себя создание единых стандартов транзитных документов и упрощение процедур в пунктах пропуска, морских и сухих портах стран-участниц проекта;

• разработку единой конкурентоспособной тарифной системы ТМТМ между странами-участницами, которая будет способствовать повышению прозрачности ценообразования, снижению себестоимости доставки грузов и увеличению привлекательности маршрута для грузоотправителей;

• развитие транспортно-логистических центров (хабов) в рамках ТМТМ для повышения качества обслуживания грузов (скорости перевалки и складирования грузов), а также появления новых направлений для экспорта и импорта продукции;

• дальнейшую синхронизацию ТМТМ с международными транспортными организациями и операторами транспортных маршрутов для:

- тщательного определения приоритетных проектов развития элементов ТМТМ в социально-экономическом (объем дополнительной выручки, вклад в ВВП, налоговые поступления, количество дополнительных рабочих мест) и финансовом (рентабельность и окупаемость проектов) отношении, которые в значительной степени облегчат трансграничные перевозки и поощрят участие частного сектора, а также улучшат экологическую устойчивость;

- выявления и приоритизации наиболее экономически целесообразных проектов по развитию отдельных элементов ТМТМ. Оценка инвестиционной привлекательности, эффектов и влияния на социально-экономические показатели развития стран-участников;

- привлечения частного сектора для реализации проектов. Разработка механизмов и стратегии по продвижению государственно-частного партнерства (ГЧП) как модели развития транспортно-логистической инфраструктуры ТМТМ. Эта модель включает в себя сбалансированное распределение рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, а также совместное принятие решений государственным и частным секторами;

- улучшения железнодорожной, мультимодальной (перевозка грузов двумя или более видами транспорта – Ред.) и водной инфраструктуры для увеличения пропускных способностей элементов маршрута, уменьшения времени на перегрузку контейнеров и роста мощностей хабов, контейнерных терминалов и сухих портов. Например, в качестве объектов инфраструктуры, направленных на снижение простоев, могут использоваться мультимодальные логистические парки (MMLP), которые позволяют портам увеличивать количество обслуживаемых судов и грузов. Примеры специализированных инфраструктурных объектов – внутренние сухие порты (ICD), контейнерные грузовые станции (CFS) и перевалочные узлы;

- совершенствования деятельности институтов развития в транспортной сфере. Разработка мер по внедрению безбумажных технологий при организации и оформлении интермодальных перевозок грузов в международном сообщении (электронный документооборот) и созданию единой цифровой интегрированной системы для стран, через которые проходит ТМТМ. Интермодальные перевозки – последовательная перевозка двумя или более видами транспорта без перегрузки самого груза при смене вида транспорта. 

Примеры международных транспортных организаций для синхронизации с ТМТМ: WLP – World Logistics Passport, FIATA – International Federation of Freight Forwarders Associations, ICS – International Chamber of Shipping, ISF – International Shipping Federation, IRU – International Road Transport Unit, UIC – International Union of Railroads, SMDG – Ship Message Design Group, IATA – International Air Transport Association.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.