USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Проблему дефицита в Казахстане доступных авто подняли в мажилисе

Ситуация с ценами и ассортиментом на вторичном рынке стала хуже, чем в соседних странах, отметил депутат

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В Казахстане налицо проблема с дефицитом доступных по стоимости авто. Значительная часть казахстанцев не может себе позволить приобрести легковой транспорт. Вопрос в ходе пленарного заседания в мажилисе поднял депутат фракции ОСДП Асхат Рахимжанов в своем депутатском запросе, передает центр деловой информации Kapital.kz.

«Расслоение общества привело к тому, что часть общества способна позволить себе новые авто. Тогда как большая часть населения вынуждены покупать на вторичном рынке по подросшим ценам или вообще не покупать, а максимально латать, продолжая ездить на имеющихся старых авто. Эта проблема накопилась из-за того, что на протяжении шести лет, с момента утильсбора, был практически «под ноль» перекрыт ввоз доступных по стоимости добротных авто из-за рубежа. Цены и ассортимент на вторичном рынке стали хуже, чем в соседних странах. Это привело к временному ввозу старых авто на иностранных номерах в рамках ЕАЭС. Остановить и развернуть данный процесс может лишь снятие заградительных барьеров для ввоза доступных по стоимости авто. Утильсбор, первичная регистрация, сертификат безопасности (техрегламент) в Казахстане установлены в интересах автопрома и сильно завышены», - заявил парламентарий.

В пример он привел расчеты. Так, если ввести добротный автомобиль возрастом 7 лет (евро-4, евро-5) из Европы или США, то его цена после растаможки и уплат всех сборов и получения сертификата безопасности получается более чем в два раза дороже. Если автомобиль с доставкой в РК стоит 4 млн тенге, к примеру, Toyota Camry, то после растаможки и сборов его цена вырастает до 10 млн тенге. Поэтому ввоз становится нецелесообразным, пояснил свою позицию депутат.

«Утилизационный сбор практикуется не во всем мире. При этом в Казахстане реальная стоимость утилизации, официально подтвержденная Ассоциацией вторичной металлургии, не превышает 100 тыс. тенге на одно авто. Соответственно, снизив утильсбор до 100 тыс. тенге, можно достичь возобновления обновления автопарка и одновременно ускорить прием вышедших из эксплуатации авто с последующим высоким уровнем переработки и утилизации. 

Сбор за первичную регистрацию также был введен в интересах автопрома. Его размер за авто возрастом до 2 лет составляет 0,25 МРП, от 2 до 3 лет – 50 МРП, а для авто старше 3 лет – 500 МРП, что составляет 1 518 000 тенге в 2022 году. В странах СНГ и во всем мире нет такого понятия, как первичная регистрация», -  отметил мажилисмен.

По его мнению, если в РК снизить размеры заградительных сборов до минимума, то граждане смогли бы привозить добротные авто из-за рубежа, что обеспечит пополнение автопарка и улучшение социально-экономического благополучия населения, малого и среднего бизнеса, а также увеличит поступления в бюджет.

«Отечественный автопром критически от данной меры не пострадает, поскольку их продажи не снизятся существенно. В данный момент отечественное производство легковых авто обеспечивается на рынке лишь двумя крупными компаниями – группой «Аллюр» и группой «Астана Моторс». Владельцы компаний вошли по благосостоянию в списки Форбс и имеют доступ ко всем мерам поддержки. Упомянутые дополнительные поступления в бюджет можно направить в том числе на поддержку продаж новых авто отечественной сборки», - сказал Асхат Рахимжанов.

На основании изложенного депутаты партии ОСДП предлагают:

  • Утилизационный сбор – снизить ставки на легковые авто до 100 тыс. тенге путем внесения изменений в соответствующие приказы;
  • Первичная регистрация – снизить ставки сбора на авто возрастом от 3 до 8 лет до 20 тыс. тенге путем внесения в Налоговый кодекс новой ставки сбора за первичную регистрацию возрастом от 3 до 8 лет в размере 6 МРП;
  • Сертификат безопасности (техрегламент) – завышенные размеры плат (до 700 тыс. тенге) за установку кнопки «ЭВАК» и сертификацию снизить до 50 тыс. тенге, как было раньше, путем анализа затратной части и внесения предписания КТРМ МИИР.

«На протяжении нескольких лет в нашу партию (ОСДП) поступают многочисленные обращения граждан с критикой системы утилизации продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров). В основе их критики находятся результаты аналитической экспертной работы о фактической стоимости утилизации транспортных средств и сельскохозяйственной техники - порядка 70-120 тыс. тенге за единицу легкового транспортного средства, об отсутствии либо чрезвычайно низком уровне утилизации продукции, на которую распространяются РОП, о возможных хищениях в ТОО «Оператор РОП», ранее ответственном за прием утилизационных платежей, и прочее», - отметил мажилисмен.

Спикер также привел статистику. Так, по его данным, в Казахстане сейчас производится в год почти 90 тыс. авто отечественной сборки, из них 10 тыс. через субсидии и экспортные кредиты идет на экспорт. Соответственно на внутренний рынок остается 80 тыс. авто отечественного производства. Также на рынок ввозится в среднем около 15 тыс. новых авто. Плюс ввозится небольшое количество вторичных (б/у) авто – в среднем около 15 тыс. Итого на внутреннем рынке продается 110 тыс. авто, с большим преобладанием отечественной сборки.

При этом до введения заградительных мер, то есть до 2016 года, а именно утилизационного сбора, сбора за первичную регистрацию, техрегламента, ежегодный прирост автопарка РК достигал 400 тыс. авто.

«С момента введения утильсбора и первичной регистрации парк легковых авто снизился с более 4 млн до 3,7 млн, средний возраст авто вырос до 21 года, уровень автомобилизации (обеспеченности) упал с 251 до 197 авто на тысячу человек, а доля авто возрастом более 10 лет увеличилась с 59% до 65%. В то же время в России автомобилизация выросла с 231 до 316 авто на тысячу человек, а средний возраст автопарка составляет 14 лет», - привел далеко не радужные цифры депутат.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.