USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98705.90$
-60.100

Убыток десяти СПК с 2019 по 2021 год составил около 17,4 млрд тенге

Сенатор предложил разработать отдельный закон по регулированию деятельности корпораций

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Фактическая деятельность социально-предпринимательских корпораций (СПК) не соответствует их целям и задачам создания, отметил сегодня в ходе парламентских слушаний депутат сената Серик Шайдаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Депутат акцентировал внимание на неэффективных региональных институтах развития.

«Согласно концепции правительства, социально-предпринимательские корпорации (СПК) определялись как региональные институты развития, стимулирующие экономическую активность в точках роста региона. Вместе с тем на практике получилось все по-другому», - уточнил депутат.

Так, в последние годы СПК в основном были задействованы в реализации отдельных правительственных инициатив, среди которых – создание микрофинансовых организаций, обеспечение продовольственной безопасности.

«При этом все финансовые издержки и риски ложились на СПК, а зачастую - и местные бюджеты. Более того, согласно информации Антикоррупционной службы, СПК зачастую оказывают финансовую помощь корпоративным фондам, различным компаниям под видом выдачи льготных займов», - отметил сенатор.

К примеру, за 2019-2021 годы СПК «Жетісу» была оказана беспроцентная помощь ТОО «Ақсу қант» на 3,3 млрд тенге, из которых 2,7 млрд тенге так и не возвращены в срок по договору.

«Большая часть СПК являются убыточными. Так, за 2019-2021 годы совокупный убыток десяти СПК составил около 17,4 млрд тенге: СПК «Kokshe», «Актобе», «Атырау», «Каспий», «Тараз», «Aqjaiyq», «Солтүстік», «Сарыарка», «Astana», «Павлодар». А прибыльность других СПК является сомнительной, так как в основном образуется за счет процентов по размещенным бюджетным средствам на депозитах, а также от реализации переданного на баланс госимущества», - подчеркнул депутат.

Фактическая деятельность СПК не соответствует их целям и задачам создания. Более того, сегодня на центральном уровне нет четкого понимания касательно направлений деятельности СПК.

«Так, Агентство по защите и развитию конкуренции отстаивает позицию по снижению деятельности СПК на рынке свободной конкуренции. В то же время министерства сельского хозяйства, торговли и интеграции ставят задачу по увеличению присутствия СПК на рынке продовольственных товаров. Считаем, что такая ситуация возникла, в первую очередь, из-за отсутствия единого государственного подхода, законодательного регулирования и должного контроля за деятельностью СПК со стороны правительства и местных властей», - считает  Серик Шайдаров.

Он подчеркнул, что решить все эти проблемы правительство пытается с помощью комплексного плана развития СПК до 2025 года, утвержденного в 2021 году, который не предусматривает конкретных мер по совершенствованию деятельности СПК.

«Для трансформации в действенные региональные институты развития считаем целесообразным разработку отдельного Закона по регулированию деятельности СПК. Кроме того, необходимо законодательное урегулирование механизма предоставления земельных участков через СПК, так как именно в этой сфере имеются большие коррупционные риски», - предложил депутат.

По его мнению, также стоит рассмотреть вопрос переформатирования специальных экономических и индустриальных зон.

«Проблемные вопросы и барьеры, характерные для деятельности данных зон, неоднократно поднимались в депутатских запросах сенаторов. Требует внимания диспропорция при создании специальных экономических и индустриальных зон в разрезе регионов», - отметил Серик Шайдаров.

Он напомнил, что одной из целей создания СЭЗ является привлечение инвестиций. Вместе с тем сегодня СЭЗ отсутствуют в девяти регионах страны, на которые приходится более 30% от общего объема инвестиций в основной капитал (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЗКО, Костанайская, Кызылординская, Абайская и Улытауская).

«При этом СЭЗ отсутствует даже в Актюбинской области, входящей в топ-5 регионов страны по объему инвестиций за 2022 год. В то же время в области Жетіcу, где этот показатель в 3,5 раза ниже, чем в Актюбинской области и является самым низким по стране, функционируют две СЭЗ», - подытожил депутат.

Аналогичная ситуация и с индустриальными зонами. Сегодня 25 из 31 всех индустриальных зон, а это 80%, сосредоточены в южной части Казахстана (Алматы, Жамбылская, Жетісу - по 1, Алматинская - 3, Шымкент - 4, Кызылординская - 6, Туркестанская - 9). Только в Туркестанской области функционирует 9 таких зон.

При этом в северной (Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и СКО) и западной частях страны (Актюбинская, Атырауская, ЗКО, Мангистауская), а это 8 областей, действуют лишь по одной индустриальной зоне - в Костанайской и Актюбинской областях.

В трех регионах страны нет ни специальных экономических, ни индустриальных зон. Это Улытауская, Акмолинская и Западно-Казахстанская области.

«Необходимо принять меры по повышению эффективности работы СЭЗ с учетом специализации регионов. Кроме того, предлагаем провести ревизию действующих индустриальных зон, в том числе на предмет их эффективности и наличия перспективных проектов», - предложил депутат.

Все это, в конечном итоге, приводит не только к существенным социальным и экономическим диспропорциям между регионами, но и к возникновению угроз национальной безопасности ввиду слабой заселенности населенных пунктов, особенно в приграничных областях. Поэтому создание рабочих мест и развитие инженерной инфраструктуры в регионах должно стать приоритетной задачей для центральной и местных властей на ближайшее время.

По мнению сенатора, данная работа должна проводиться, в первую очередь, с привязкой к системе региональных стандартов и нацеленной на обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг социальной и инженерно-технической инфраструктур для городского и сельского населения.

«В свою очередь, считаем, что действующая с 2019 года система региональных стандартов требует пересмотра, так как утвержденный перечень объектов и услуг для сельских населенных пунктов не предусматривает такие значимые локации, как ветеринарный пункт, скотомогильники и полигоны ТБО. 25% районных центров не имеют полигонов ТБО», - подчеркнул депутат.

Так, уровень обеспеченности сел интернетом в разрезе регионов колеблется от 55% в Улытауской – до 94% в Жамбылской области

«В настоящее время мобильный интернет отсутствует более чем в 1 320 селах, из которых порядка 40% приходятся на три северных региона - Акмолинскую, Костанайскую и Северо-Казахстанскую области. Считаем, что реализация пилотного нацпроекта «Доступный интернет» должна быть акцентирована, в первую очередь, на устранение «цифрового неравенства» в проблемных регионах страны», - уточнил сенатор.

Он отметил, что изношенность инфраструктуры наряду с нехваткой рабочих мест в регионах приводит к усилению миграционных процессов.

Так, в период с 2010 по 2020 год рост населения за счет миграционного притока был отмечен в Актюбинской области, Астане, Алматы и Шымкенте, где уже сегодня проживает 36% населения страны.

«В то же время системный отток населения происходит в Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях», - отметил Серик Шайдаров.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.