Уходящий год для казахстанского сектора нефтедобычи оказался непростым. Казахстан не смог осуществить годовой план по нефтедобыче в 87,5 млн тонн, который министерством энергетики был утвержден первоначально. Профильный центральный орган установил новую планку - 85 млн тонн в год. В возможности ее достижения эксперты выразили сомнения. Так, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов отметил в беседе с центром деловой информации Kapital.kz, что по итогам года показатель вряд ли дотянет до нового задела. Бизнес-аналитик, автор Телеграм-канала Energy Analytics Абзал Нарымбетов также высказал скепсис относительно того, что объем достигнет заданной отметки. И под занавес декабря в Минэнерго сделали заявление - теперь в ведомстве ожидают итоговый показатель добычи в объеме 84 млн тонн, а это меньше показателя прошлого года на 3,5%.
Это еще раз доказывает, что методику формирования плана по годовой добыче нефти в Казахстане, которая закладывается в республиканский бюджет, нужно менять, считает Абзал Нарымбетов. Вместо одного среднегодового показателя правильнее предусматривать три сценария. При этом отталкиваться лучше от самого пессимистичного варианта, полагает спикер.
«У нас только одну прогнозную цифру утверждают ежегодно, а когда она не совпадает с фактическим объемом, делают ревизию каждый месяц или каждый квартал. В этом году уже дважды сменили показатель – с 87,5 млн тонн нефти до 85 млн. То есть у нас отклонение в бюджете уже на 2,5 млн тонн. Диапазон нужно расширить, включив три плана – минимальный объем, средний и максимальный. Бюджет при этом лучше складывать, исходя из минимального значения. От этого зависит, сколько будет выделено на государственные программы, социальную сферу и так далее», - отмечает эксперт.
КТК подкачал
Планам не суждено было сбыться по большей части из-за перебоев работы нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), на который приходится транспортировка значительного объема казахстанской нефти. В этом году перекачка углеводородного сырья приостанавливалась не единожды. Первый сбой произошел в марте – тогда причиной остановки погрузки нефти на терминале в Новороссийске назывался выход из строя устройства ВПУ-3 и повреждения ВПУ-2 из-за сильного шторма в Черном море. Вторая «заморозка» случилась в июле, когда районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность КТК на 30 суток в связи с обнаружением Ространснадзором экологических нарушений на производственных объектах консорциума. Третий перебой зафиксирован в конце августа, речь шла о снижении отгрузки казахстанской нефти с порта Новороссийска, что объяснялось выявленными в ходе планового техобслуживания повреждениями ВПУ-1 и ВПУ-2.
Штормит и Кашаган
Вторая причина сокращения нефтедобычи – отключение одного из крупнейших нефтяных месторождений «Кашаган» в связи с обнаружением признаков утечки газа. Если быть точнее, в августе из строя вышла газосепарационная установка на заводе «Болашак». 9 августа добыча была частично восстановлена до уровня 100 тыс. баррелей в сутки, 30 сентября - до уровня 210 тыс. баррелей в сутки.
Сегодня уверенности в том, что вопрос технических неполадок на предприятии окончательно закрыт, нет.
«Никто не гарантирует, что на Кашагане полностью проблемы решены. По нему лишь краткосрочное решение нашли, восстановили добычу. Но текущие проблемы до сих пор там присутствуют», - говорит Абзал Нарымбетов.
Запасы иссякают
Есть и третий фактор – истощение запасов на зрелых месторождениях (за исключением Тенгизшевройла (ТШО), Карачаганака и Кашагана), акцентирует бизнес-аналитик Абзал Нарымбетов.
«Сейчас примерно на 90 месторождениях идет спад добычи. Они обеспечивают треть всего объема нефтедобычи страны. Эти объекты с советских времен открыты и разработаны. На это стоит обратить внимание, принять меры, чтобы остановить его. Казахстан ведь получает основную часть доходов от нефтедобычи. То есть новых месторождений у нас нет, на разведку денег очень мало выделяется. Даже если и выделяется, то не очень эффективно.
Например, проект «Евразия», о котором так много говорят, по сути больше для научных целей реализуется. 500 млн долларов хотят потратить ради 15 километров скважин, которые хотят пробурить. Если это никакого открытия или восполнения запасов нам не приносит, мне кажется, данный проект надо оставить. Нужны инвестиции на открытие новых месторождений, которые позволят увеличить добычу. Это беспокоит, так как сегодня все зациклены на ТШО», - отмечает спикер.
Другой вопрос в том, что инвестиции в разведывательную деятельность не приходят. Это свидетельствует о существовании административных барьеров, добавляет собеседник.
Ударная волна геополитики
«Черным лебедем» для нефтедобывающего сектора страны стал геополитический фактор. «Если ранее смесь, которая поставляется через КТК (CPC Blend), считалась привлекательной, то теперь из-за увеличения стоимости страхования и фрахта танкеров торгуется со скидкой 5 долларов к Brent, в весенний период она достигала 13 долларов. В прошлом смесь КТК торговалась практически на одном уровне с маркой Brent – иногда с премией, иногда с дисконтом», - приводит данные эксперт Нурлан Жумагулов.
Казахстан самостоятельно не занимается транспортировкой углеводородов. В РК нефтью владеют нефтяные компании, акционеры и грузоотправители. Трейдеры имеют долгосрочные контракты, они и выбирают оптимальный маршрут, которым на сегодняшний день является КТК, поясняет спикер.
Но несмотря на это, не исключено, что в текущем году объем транспортировки по сетям Каспийского трубопроводного консорциума превысит показатель прошлого года. Чего не скажешь о маршруте «Атырау-Самара», по которому экспорт сократился по сравнению с прошлым годом на 20%. Транспортируемое по этому пути сырье реализовывалось как марка Urals. «В первое время скидка достигала 30-35 долларов к Brent, позже грузоотправители, трейдеры смогли убедить покупателей, европейские финансовые учреждения, что это нефть не российская, а казахстанская, придумали ей название KEBKO (Kazakhstan Export Blend). На сегодняшний день скидка к KEBKO составляет 11 долларов», - говорит Нурлан Жумагулов.
Что с мировыми ценами
На фоне энергетического кризиса мировые цены на нефть в течение уходящего года заметно превосходят показатели прошлых лет. По данным investing.com, в начале года нефть марки Brent продавалась по цене 79-80 долларов за баррель. В первой декаде марта показатель достиг максимального значения, составив 123 доллара за баррель. Минимальная стоимость фиксировалась в первой декаде декабря, когда за один баррель давали 76 долларов. Снижение объяснялось увеличением запасов топлива в США и опасениями рецессии. На 28 декабря нефть торговалась по цене 84,4 доллара за баррель.
Куда ушла казахстанская нефть
По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, общий объем экспорта нефти по итогам одиннадцати месяцев составил 60,4 млн тонн. Наибольшая часть поставок за этот период пришлась на Италию, куда ушло 17 млн тонн сырья. К слову, цифра сопоставима с внутренним потреблением нефти в Казахстане. В десятку крупных покупателей казахстанских углеводородов вошли Нидерланды. В эту страну поставлено 5,5 млн тонн. Далее идут: Корея - 5,2 млн тонн, Китай - 5,1 млн тонн, Турция - 3,8 млн тонн, Франция - 3,3 млн тонн, Румыния - 3,2 млн, Сингапур - 2,8 млн тонн, Испания - 2,7 млн тонн, Индия - 2 млн тонн.
Годовая статистика по данному показателю пока еще не вышла. На сегодня известны лишь прогнозы Минэнерго. По данным министерства, по итогам 2022 года общий объем экспорта казахстанской нефти ожидается на уровне 64,8 млн тонн, что ниже значения 2021 года на 4,1%.