Вопрос альтернативных экспортных маршрутов для казахстанской нефти никогда, с момента обретения независимости, не снимался с повестки дня. По-прежнему он актуален и сегодня. Более того, в силу происходящих в мире в целом и в евразийском регионе, в частности, изменений экономического и геополитического характера, значимость вопроса становится выше.
В 2023 году из общего объема 90 млн тонн добытой в Казахстане нефти и газового конденсата на экспорт было направлено 70,5 млн тонн. При этом по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) отгружено 56,5 млн тонн, или 80% всего экспорта, в том числе 27,5 млн тонн — тенгизской, 9,6 млн тонн — карачаганакской и 17,9 млн тонн — кашаганской, около 1 млн тонн — с других месторождений. Экспорт с Кашагана увеличился почти на 8 млн тонн.
Необходимо отметить, что управляющим оператором КТК в прошлом году проведены мероприятия по увеличению пропускной мощности трубопровода с 67 млн до 83 млн тонн в год, в том числе для казахстанской нефти — с 55 млн до 72,5 млн тонн, или на 17,5 млн тонн. Это также аргумент в пользу того, чтобы данный маршрут продолжал оставаться основным для экспорта казахстанской нефти.
По мнению экспертов, КТК является наиболее оптимальным для экспорта казахстанских углеводородов, они считают его короче и экономически выгодным.
Вместе с тем прогнозное увеличение объемов добычи нефти выдвигает необходимость думать об альтернативных маршрутах. Эксперты говорят об увеличении добычи нефти в ближайшие 3-4 года до 100 млн тонн в год, указывая, что максимальный уровень добычи — 105 млн тонн — продержится 5-10 лет. Возможно, речь идет о дополнительных 10 млн тонн, планируемых добыть на Тенгизе после завершения проекта расширения во втором квартале 2025 года, а также около 5-7 млн тонн кашаганской нефти к 2028 году фазы 2A. Если NCOC к 2032 году введет в эксплуатацию объекты фазы 2Б, то добыча на месторождении увеличится еще на 10 млн тонн, а по всей республике — до 115 млн тонн. И плюс объемы после ввода в эксплуатацию месторождений Каламкас — Хазар.
Такой прирост добычи нефти, а также динамика изменений геполитической ситуации выдвигают необходимость рассмотрения дополнительных альтернативных маршрутов доставки казахстанской нефти на энергетические рынки Европы и Азии.
Не случайно глава государства Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала в июле 2022 года сказал: «Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казыной» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь».
Аргументов, актуализирующих данное поручение президента страны, как экономических, так и политических, вполне достаточно. Нельзя не учитывать, например, то обстоятельство, что военные действия между Россией и Украиной, судя по всему, в ближайшее время остановлены не будут. Опасения, что трубопроводная система КТК может стать целью атак украинских военных, имеют под собой основания: трубопровод проходит по территории России, часть (пусть и небольшая) загружаемой в нее нефти является российской, доходы от ее продажи прямо или косвенно используются для финансирования военной операции. Такая точка зрения высказывается, в том числе, и российскими экспертами. Подтверждением реальности этих опасений является то, что военными дронами был атакован, в числе других нефтяных объектов, нефтяной терминал «Шесхарис» в порту Новороссийска, через который по нефтепроводу «Атырау — Самара» и системе «Транснефти» подается казахстанская нефть.
Недавно российские суды получили право использовать американское имущество в России для компенсации ущерба от изъятия российских активов в США. Учитывая то, что американские корпорации Chevron и ExxonMobil владеют 15% и 7,5% соответственно, акций КТК, есть вероятность их конфискации. Это также усиливает указанные выше риски.
Технические и другие причины, которые приводились российской стороной в качестве обоснований временной приостановки работы КТК и движения судов в районе морского терминала КТК на Черном море, также являются фактором, усиливающим актуальность поиска альтернативных маршрутов для экспорта нефтяного сырья.
До 2017 года на море в среднем было 60-75 штормовых дней в году, в 2023-м их количество выросло уже до 111. В 2021 году из-за погодных условий нефтепровод КТК простаивал 16 календарных дней, в 2022 году — 27 дней.
По мнению экспертов, приостановка работы КТК даже на один месяц приведет к ощутимым потерям для Казахстана: показатель экспорта составит 2,19 млрд долларов, государственный бюджет потеряет 113,4 млрд тенге, Национальный фонд — 317,7 млрд тенге, 4,2 тыс. человек потеряют работу.
В числе альтернативных вариантов, активно рассматриваемых Казахстаном, особое место занимает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Создана специальная рабочая группа (Task force) по его развитию, обозначены цели — доведение мощности транспортировки по этому маршруту в 2023 году до 6,5 млн тонн, в 2024 году - до 7,5 млн тонн и концу 2025 года - до 15,0 млн тонн.
Транскаспийский транспортный маршрут предполагает отправку нефти из портов Актау (Курык) на танкерах до порта Баку, с закачиванием ее в нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (BTC), далее с выходом в Средиземное море.
Нефтепровод BTC строился с расчетом на объемы нефти с месторождения Кашаган. Система должна была обеспечить на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн тонн в год) с последующим увеличением до 750-1200 тыс. баррелей в сутки (35-56 млн тонн в год).
Нефтепровод BTC заполнен наполовину своих мощностей, в настоящее время по нему транспортируется легкая нефть Azeri Light, которая ценится на мировом рынке дороже марки Brent. Есть опасение, что если тяжелая тенгизская и кашаганская нефть попадут в BTC, его акционеры повысят тариф за прокачку для компенсации своих потерь из-за снижения качества нефти. Однако сегодня разработаны казахстанские технологии облагораживания тяжелой и битуминозной нефти, их применение позволит доставлять в нефтепровод BTC предварительно осветленную казахстанскую нефть, по качеству не уступающую Azeri Light. Что позволит без проблем закачивать в трубопровод тенгизскую и кашаганскую нефть.
Необходимо отметить, что отгрузка казахстанской нефти по альтернативным маршрутам ежегодно увеличивается, поставка в обход российских портов по итогам 2023 года достигла 3,73 млн тонн. В течение двух лет планируется увеличить объем поставок нефти по Транскаспийскому маршруту до 3 млн тонн.
Немаловажно также то, что в Казахстане утвержден Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы, в котором уже заложены мероприятия по развитию морской инфраструктуры на Каспийском море, ее адаптированности к изменяющейся структуре грузопотока, а также сокращению времени обработки грузов и повышению эффективности портовых операций на период до 2028 года, в том числе развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие инфраструктуры портов Актау и Курык, снижение административных барьеров, развитие логистики (сервиса) международных перевозок через морские порты, развитие цифровизации на транспорте.
Автор: главный научный сотрудник Центра региональных исследований (ЦРИ) Габит Матаев
Читайте также
По системе магистральных нефтепроводов переправили свыше 11 млн тонн нефти