USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.54$
+0.310
BTC
103730.00$
-2257.000

Эксперт о рисках при экспорте казахстанской нефти и новых маршрутах

В 2023 году на экспорт отправили 70,5 млн тонн нефти, из них 56,5 млн тонн - по КТК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Вопрос альтернативных экспортных маршрутов для казахстанской нефти никогда, с момента обретения независимости, не снимался с повестки дня. По-прежнему он актуален и сегодня. Более того, в силу происходящих в мире в целом и в евразийском регионе, в частности, изменений экономического и геополитического характера, значимость вопроса становится выше.

В 2023 году из общего объема 90 млн тонн добытой в Казахстане нефти и газового конденсата на экспорт было направлено 70,5 млн тонн. При этом по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) отгружено 56,5 млн тонн, или 80% всего экспорта, в том числе 27,5 млн тонн — тенгизской, 9,6 млн тонн — карачаганакской и 17,9 млн тонн — кашаганской, около 1 млн тонн — с других месторождений. Экспорт с Кашагана увеличился почти на 8 млн тонн.

Необходимо отметить, что управляющим оператором КТК в прошлом году проведены мероприятия по увеличению пропускной мощности трубопровода с 67 млн до 83 млн тонн в год, в том числе для казахстанской нефти — с 55 млн до 72,5 млн тонн, или на 17,5 млн тонн. Это также аргумент в пользу того, чтобы данный маршрут продолжал оставаться основным для экспорта казахстанской нефти.

По мнению экспертов, КТК является наиболее оптимальным для экспорта казахстанских углеводородов, они считают его короче и экономически выгодным.

Вместе с тем прогнозное увеличение объемов добычи нефти выдвигает необходимость думать об альтернативных маршрутах. Эксперты говорят об увеличении добычи нефти в ближайшие 3-4 года до 100 млн тонн в год, указывая, что максимальный уровень добычи — 105 млн тонн — продержится 5-10 лет. Возможно, речь идет о дополнительных 10 млн тонн, планируемых добыть на Тенгизе после завершения проекта расширения во втором квартале 2025 года, а также около 5-7 млн тонн кашаганской нефти к 2028 году фазы 2A. Если NCOC к 2032 году введет в эксплуатацию объекты фазы 2Б, то добыча на месторождении увеличится еще на 10 млн тонн, а по всей республике — до 115 млн тонн. И плюс объемы после ввода в эксплуатацию месторождений Каламкас — Хазар.

Такой прирост добычи нефти, а также динамика изменений геполитической ситуации выдвигают необходимость рассмотрения дополнительных альтернативных маршрутов доставки казахстанской нефти на энергетические рынки Европы и Азии.

Не случайно глава государства Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала в июле 2022 года сказал: «Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казыной» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау — Кенкияк и Кенкияк — Кумколь».

Аргументов, актуализирующих данное поручение президента страны, как экономических, так и политических, вполне достаточно. Нельзя не учитывать, например, то обстоятельство, что военные действия между Россией и Украиной, судя по всему, в ближайшее время остановлены не будут. Опасения, что трубопроводная система КТК может стать целью атак украинских военных, имеют под собой основания: трубопровод проходит по территории России, часть (пусть и небольшая) загружаемой в нее нефти является российской, доходы от ее продажи прямо или косвенно используются для финансирования военной операции. Такая точка зрения высказывается, в том числе, и российскими экспертами. Подтверждением реальности этих опасений является то, что военными дронами был атакован, в числе других нефтяных объектов, нефтяной терминал «Шесхарис» в порту Новороссийска, через который по нефтепроводу «Атырау — Самара» и системе «Транснефти» подается казахстанская нефть.

Недавно российские суды получили право использовать американское имущество в России для компенсации ущерба от изъятия российских активов в США. Учитывая то, что американские корпорации Chevron и ExxonMobil владеют 15% и 7,5% соответственно, акций КТК, есть вероятность их конфискации. Это также усиливает указанные выше риски.

Технические и другие причины, которые приводились российской стороной в качестве обоснований временной приостановки работы КТК и движения судов в районе морского терминала КТК на Черном море, также являются фактором, усиливающим актуальность поиска альтернативных маршрутов для экспорта нефтяного сырья.

До 2017 года на море в среднем было 60-75 штормовых дней в году, в 2023-м их количество выросло уже до 111. В 2021 году из-за погодных условий нефтепровод КТК простаивал 16 календарных дней, в 2022 году — 27 дней.

По мнению экспертов, приостановка работы КТК даже на один месяц приведет к ощутимым потерям для Казахстана: показатель экспорта составит 2,19 млрд долларов, государственный бюджет потеряет 113,4 млрд тенге, Национальный фонд — 317,7 млрд тенге, 4,2 тыс. человек потеряют работу.

Эксперт о рисках при экспорте казахстанской нефти и новых маршрутах 3116085 - Kapital.kz

В числе альтернативных вариантов, активно рассматриваемых Казахстаном, особое место занимает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Создана специальная рабочая группа (Task force) по его развитию, обозначены цели — доведение мощности транспортировки по этому маршруту в 2023 году до 6,5 млн тонн, в 2024 году - до 7,5 млн тонн и концу 2025 года - до 15,0 млн тонн.

Транскаспийский транспортный маршрут предполагает отправку нефти из портов Актау (Курык) на танкерах до порта Баку, с закачиванием ее в нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (BTC), далее с выходом в Средиземное море.

Нефтепровод BTC строился с расчетом на объемы нефти с месторождения Кашаган. Система должна была обеспечить на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн тонн в год) с последующим увеличением до 750-1200 тыс. баррелей в сутки (35-56 млн тонн в год).

Нефтепровод BTC заполнен наполовину своих мощностей, в настоящее время по нему транспортируется легкая нефть Azeri Light, которая ценится на мировом рынке дороже марки Brent. Есть опасение, что если тяжелая тенгизская и кашаганская нефть попадут в BTC, его акционеры повысят тариф за прокачку для компенсации своих потерь из-за снижения качества нефти. Однако сегодня разработаны казахстанские технологии облагораживания тяжелой и битуминозной нефти, их применение позволит доставлять в нефтепровод BTC предварительно осветленную казахстанскую нефть, по качеству не уступающую Azeri Light. Что позволит без проблем закачивать в трубопровод тенгизскую и кашаганскую нефть.

Необходимо отметить, что отгрузка казахстанской нефти по альтернативным маршрутам ежегодно увеличивается, поставка в обход российских портов по итогам 2023 года достигла 3,73 млн тонн. В течение двух лет планируется увеличить объем поставок нефти по Транскаспийскому маршруту до 3 млн тонн.

Немаловажно также то, что в Казахстане утвержден Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы, в котором уже заложены мероприятия по развитию морской инфраструктуры на Каспийском море, ее адаптированности к изменяющейся структуре грузопотока, а также сокращению времени обработки грузов и повышению эффективности портовых операций на период до 2028 года, в том числе развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие инфраструктуры портов Актау и Курык, снижение административных барьеров, развитие логистики (сервиса) международных перевозок через морские порты, развитие цифровизации на транспорте.

Автор: главный научный сотрудник Центра региональных исследований (ЦРИ) Габит Матаев

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.