Для «обуздания» цен на такси власти задумались о привлечении в страну еще одного крупного игрока. Об этом во время правительственного часа в мажилисе сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) Багдат Мусин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Депутат Елнур Бисембаев обратил внимание на то, что в онлайн-сервисах работает 500 тыс. казахстанцев, из которых 200 тыс. человек – в Яндекс.Такси.
«Этот вопрос требует внимания правительства, Яндекс берет с таксистов комиссию в размере 18-20%, это слишком большая сумма. Куда смотрит наше Агентство по защите и развитию конкуренции? 200 тыс. казахстанцев платят комиссию не в бюджет Казахстана, а в зарубежный бюджет. Например, Эстония приостановила действие приложения Яндекс.Такси. У нас есть угроза попасть под санкции. Как в министерстве труда и социальной защиты будут трудоустраивать 200 тыс. человек, если эта компания попадет под санкции? Планируют ли в Казахстане (запустить сервис - Ред.), который может стать конкурентом Яндекс.Такси?» - задал вопрос мажилисмен.
По словам заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Болата Самбетова, «с начала года в АЗРК поступает очень много жалоб на Яндекс.Такси касательно комиссии». В этой связи агентство ведет два расследования. «Они ведутся на предмет высоких цен, почему взимают 18-20% с каждой поездки. Яндекс является явным монополистом. По крайней мере, в Алматы и Астане, занимают около 70-80% рынка. То есть у населения практически не остается выбора, как пользоваться данным сервисом. По итогам расследований мы дополнительно сообщим», - уточнил Болат Самбетов.
Глава МЦРИАП Багдат Мусин подчеркнул, что в этой сфере нужна конкурентная среда.
«Для того чтобы создать такое приложение, нужно не только 100 млн долларов. Это не только инвестиции, здесь нужна хорошая команда. У нас есть компании, которые хотят работать в этом направлении, но я не могу их сейчас называть. Помните, к нам приходила компания такси DiDi. Если бы она (вновь вышла на рынок - Ред.) Казахстана, то была бы конкурентная среда. Давайте подождем итогов расследований, а мы ведем переговоры с DiDi, чтобы они снова вернулись на наш рынок», - отметил министр.
Он перечислил три наиболее развитые мировые компании, которые работают в 193 странах: Uber, DiDi и Яндекс.
«Если будет второй игрок, будет рыночная конкуренция. Мы хотим сейчас понять, почему DiDi ушел и какие условия ему нужны для того чтобы прийти. Если же нам не удастся его завести на рынок, этот вопрос нужно адресовать министерству индустрии и инфраструктурного развития. Такси – это не моя сфера регулирования. Я им готов помочь в части того, чтобы признать монополию Яндекса по оказанию услуг такси через платформу», - резюмировал министр, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах.
Читайте также
Многие меры по стабилизации цен несут административный и нерыночный характер, заявили в АЗРК