Снижение акциза на дизельное топливо в период посевной и уборки урожая считает нецелесообразным вице-премьер – министр финансов Ерулан Жамаубаев. Об этом он отметил в ответе на запрос депутатов мажилиса от Народной партии Казахстана, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Снижение размера ставки акциза на дизельное топливо на период весенних и осенних полевых работ считаем нецелесообразным», - заявил Ерулан Жамаубаев.
Он отметил, что в рамках реализации Плана мероприятий по реализации поручений главы государства, данных на заседании мажилиса парламента 11 января 2022 года, в части введения акцизов на продукцию нефтегазовой отрасли с недопущением роста цен для конечного потребителя принято соответствующее постановление правительства.
В 2021 году, продолжил он, выросли цены на бензин и дизельное топливо (бензин - более чем на 30 тенге, дизельное топливо - более чем на 60 тенге). Увеличилась маржа производителей и посредников. В то же время ставка по акцизам не изменилась. Постановлением правительства ставки акцизов на бензин увеличены на 10 тенге за литр, дизельное топливо - на 20 тенге за литр. При этом исключена дифференциация ставок из-за сезонности.
Он привел справочную информацию, что до принятия постановления правительства действовали следующие ставки акцизов на дизельное топливо:
- оптовая реализация производителями (июль-ноябрь) – 9300 тенге/тонна;
- оптовая реализация производителями (декабрь-июнь) и импорт – 540 тенге/тонна;
- розничная реализация производителями (июль-ноябрь) – 9360 тенге/тонна;
- розничная реализация производителями (декабрь-июнь) – 600 тенге/тонна.
После принятия постановления правительства действуют следующие ставки на дизельное топливо:
- оптовая реализация производителями и импорт – 35726 тенге/тонна;
- розничная реализация производителями – 35786 тенге/тонна.
«Согласно данным информационно-аналитических агентств, отпускные цены на дизельное топливо крупных поставщиков нефти (ТОО «PETROSUN» и АО «НК «КазМунайГаз») увеличились на 10-15 тыс. тенге/тонна или 8-12 тенге/литр. Аналогичный рост наблюдается и у других поставщиков нефти. Увеличение ставок акцизов при регулируемых розничных ценах снизило рентабельность поставщиков нефти и недропользователей, а также посредников нефтепродуктов в пользу бюджета. При этом установленные правительством предельные розничные цены остались без изменений, а цены на дизельное топливо на весенне-полевые работы для сельхозтоваропроизводителей не повышались. В конкурентной среде уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, а также от количества посредников и размера их торгово-сбытовых надбавок, с учетом соотношения внутренних цен с мировыми», - отметил зампремьера.
Ежегодно по заявке министерства сельского хозяйства, добавил он, по согласованию с акиматами регионов для проведения посевных и уборочных работ министерством энергетики выделяется 800-850 тыс. тонн дизтоплива с фиксированной ценой на 10-15% дешевле рыночных цен на АЗС.
«Для проведения посевных и уборочных работ в текущем году (на период февраль-октябрь) выделено 823,5 тыс. тонн дизтоплива (776,5 тыс. тонн в 2021 году; 782,0 тыс. тонн в 2020 году) со средней фиксированной ценой на 10-15% дешевле рыночной цены на АЗС. Следует отметить, что обеспечение гарантированных объемов дизтоплива по фиксированной цене позволяет аграриям провести своевременные агротехнические работы в оптимальные сроки», - подчеркнул он.
В целях недопущения дефицита горюче-смазочных материалов принят совместный приказ министерств энергетики, финансов, внутренних дел и Комитета национальной безопасности. Документом предусмотрено введение запрета сроком на шесть месяцев на вывоз с территории страны автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов. Исключение составляет вывоз ГСМ в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.
В рамках комплекса мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2022–2024 годы реализуются мероприятия, направленные на обеспечение наличия дизельного топлива на внутреннем рынке. В частности, приняты меры по увеличению загрузки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода с 5,1 до 6 млн тонн. Эти меры приняты для большей выработки светлых нефтепродуктов.
«Таким образом, реализуемые мероприятия позволят постепенно стабилизировать цены, обеспечить потребности сельхозотоваропроизволителей, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также сохранить баланс на рынке ГСМ», - подытожил спикер.
Читайте также
Ремонт установок проводили поэтапно, что позволило не останавливать производство нефтепродуктов