Какие события влияют на рост глобальной инфляции? На площадке Jusan Analytics эксперты обсудили основные риски и перспективы развития казахстанской и мировой экономики, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, что годовая инфляция в Казахстане по итогам октября составила 18,8%, цены на продовольственные товары выросли на 23,1%, непродовольственные товары – на 17,9%, платные услуги – на 13,5%.
«Есть три основных фактора, которые влияют на рост инфляции в мире. Это ультрамягкая денежно-кредитная политика, в условиях которой мы жили последние 10-15 лет, в особенности вливания денежных средств во время пандемии. Второе – разрыв производственных и логистических цепочек, который мы остро ощутили в 2020-2021 годах. И третье – это геополитические риски», - отметил руководитель Jusan Analytics Ануар Куандыков.
Темпы роста мировой экономики замедляются, а отдельные регионы уходят в отрицательную зону. При этом, обращает внимание эксперт, объем долгов, «которые сейчас набрали государства, просто зашкаливает».
«Возникают риски глобального долгового кризиса. Это основные вызовы. Конечно, есть и другие, например, рост геополитической напряженности в мире», - сказал Ануар Куандыков.
На этом фоне, по его словам, некоторые показатели казахстанской экономики не растут. «По Казахстану мы видим, что по экономическому росту четыре из шести основных показателя из месяца в месяц снижаются - в торговле, промышленности, логистике и строительстве. По нашим оценкам, если до конца года каких-то глобальных изменений не будет, экономика в годовом выражении покажет рост до 2,5% относительно предыдущего года. По инфляции мы также не наблюдаем изменения трендов и ожидаем, что она превысит 20-21%», - уточнил он.
Директор департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Рустем Оразалин добавил, что все перечисленные предыдущим спикером факторы усугубляются дополнительными шоками.
«Например, в сентябре все наблюдали усугубление политической ситуации (в России – Ред.). Мы получили новый виток ускорения инфляции на фоне наплыва российских граждан. Это серьезно подстегнуло инфляционные ожидания и представляет наибольшую угрозу для денежно-кредитного регулятора», - отметил эксперт.
По его словам, в условиях неопределенности меняется и структура глобальной экономики, и «лидирующие страны это понимают».
«Несмотря на количество вызовов, мы видим, что мандат центральных банков остается незыблемым и является ключевым в сохранении ценовой стабильности, потому что это основа экономики. Без ценовой стабильности нет долгосрочного устойчивого развития, которое приносит общественное благо каждому из нас», - уверен Рустем Оразалин.
Он отметил, что текущие показатели инфляция в стране являются результатом «высокого спроса и ограниченного предложения».
«Давайте к этому приплюсуем ожидания общества, которые играют очень важную роль в траектории инфляции в будущем. Сегодня инфляционные ожидания в Казахстане не заякорены, а это серьезный повод для роста показателя. Если население ожидает, что инфляция будет низкой и стабильной в будущем, то при отсутствии потрясений с большей долей вероятности так и будет», - отмечает Рустем Оразалин.
Эксперты затронули и вопрос влияния базовой ставки на показатели инфляции. Заместитель председателя правления НПП «Атамекен»Тимур Жаркенов считает, что «одним повышением ключевой ставки проблему инфляции не решить – нужны комплексные меры по развитию и поддержке бизнеса».
Исполнительный директор Jusan Analytics Александр Дауранов в своем выступлении отметил, что через 10 лет в стране будет достигнуто самое низкое число активных потребителей.
«Это объясняется экономическим кризисом 90-х годов, когда рождаемость в стране резко сократилась после поколения беби-бумеров, родившихся в 80-е годы. Таким образом, в следующие 10 лет практически на 700 тыс. человек сократится численность группы в возрасте 30-39 лет. Как это повлияет на потребление? Мы проанализировали предыдущие 10 лет - с 2011 по 2021 год - и увидели, что в эти годы очень сильно возросло число самых активных потребителей в возрасте 30-39 лет. При этом менее активные потребительские группы сократились, прирост занятости и прирост новых потребителей тоже был на низком уровне. То, что увеличилась группа людей 30-39 лет, обеспечило практически 50% прироста конечного потребления», - рассказал он.
Напомним, в октябре Комитет по денежно-кредитной политике Национального банка принял решение повысить базовую ставку до 16% годовых с процентным коридором +/– 1,0 п.п. Ставка по операциям постоянного доступа по предоставлению ликвидности составит 17%, а по операциям постоянного доступа по изъятию ликвидности – 15%. «Возросшие инфляционные ожидания оказывают давление на цены и потребительское поведение. Все это требует более жестких денежно-кредитных условий для сохранения контроля над инфляционными процессами в 2023 году», - поясняли решение в Нацбанке.