Благодаря действенным мерам, направленным на сокращение выбросов углерода, Казахстан может диверсифицировать свою экономику, которая отличается зависимостью от ископаемого топлива, и создать новые факторы экономического роста и повышения благосостояния населения. Об этом говорится в опубликованном докладе Всемирного банка, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Согласно выводам «Странового доклада о климате и развитии» (СДКР), подготовленного для Казахстана, переход к более устойчивой экономике открывает новые возможности в трех потенциально важных направлениях:
- повышение энергоэффективности и производство экологически чистой энергии;
- добыча минерального сырья, критически важного для глобального перехода к низкоуглеродной экономике;
- более активное участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках, которые становятся все более «зелеными».
В докладе указывается, что бездействие может обойтись очень дорого. Потрясения, связанные с климатическими факторами, могут привести к сокращению экономики Казахстана на 1,6% к 2050 году, повышению уровня бедности на 3% и снижению реальной заработной платы на 2,1%. Если в мире произойдет декарбонизация, а Казахстан останется в стороне, он может столкнуться с длительным снижением годовых темпов роста в размере 2-2,5%.
«Чтобы добиться поставленной цели и стать к 2050 году одной из ведущих экономик мира, Казахстану потребуется модель роста, предусматривающая снижение зависимости от ископаемых видов топлива и увеличение инвестиций в новые секторы экономики и новые технологии в течение продолжительного периода времени, – отметила Анна Бьерде, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. – Мы надеемся на партнерство с Казахстаном в процессе осуществления «зеленого», социально ориентированного перехода для повышения производительности и защиты жизни людей и источников средств к существованию».
В докладе рекомендуется провести глубокую декарбонизацию энергетического сектора, на долю которого приходится более 80% выбросов углерода в стране, поскольку экономика Казахстана практически полностью зависит от ископаемых видов топлива, особенно угля, который используется для производства тепла и электроэнергии, а также нефти и газа, которые являются источниками экспортных поступлений. В докладе говорится о необходимости ориентироваться на нужды людей в процессе постепенного отказа от использования угля, а также климатически оптимизированного развития сельского хозяйства и тщательного управления водными ресурсами.
В исследовании намечены возможные пути, которые помогут Казахстану достичь своих целей в области развития параллельно переходу на траекторию более экологичного, устойчивого и инклюзивного роста. Эксперты рекомендуют провести экономические реформы и осуществлять инвестиции в следующих приоритетных направлениях:
- Электроэнергетика. Декарбонизация энергосистемы имеет ключевое значение, поскольку доля угля и газа в выработке электроэнергии составляет в настоящее время 90%. Резкое увеличение производства электроэнергии за счет использования возобновляемых источников – особенно солнца и ветра – и ускорение развития технологий хранения энергии – главные факторы энергетического перехода наряду с постепенным отказом от использования угля и повышением энергоэффективности зданий, транспорта и промышленности.
- Сельское, водное и пастбищное хозяйство. Повышение температуры и изменение количества осадков усугубляют процессы опустынивания и деградации пахотных земель и пастбищ. Комплексная стратегия адаптации к последствиям изменения климата должна предусматривать, в том числе, внедрение климатически оптимизированных методов сельскохозяйственного производства – например, использование современных теплиц и более устойчивых способов ведения животноводства, – а также осуществление мер, направленных на обновление и модернизацию стареющих систем водоснабжения.
- Социально ориентированный переход с отказом от использования угля. Угледобывающие регионы, такие как Павлодарская и Карагандинская области, а также шахтерские города и поселки столкнутся с серьезными вызовами в процессе перехода к совершенно иному социально-экономическому будущему. Постепенный отказ от использования угля потребует мер, обеспечивающих «справедливый» переход для работников отрасли и населения таких регионов, чтобы минимизировать сокращение занятости и доходов менее обеспеченных домохозяйств путем организации подготовки в новых направлениях профессиональной деятельности, развития предпринимательских возможностей малых и средних предприятий и внедрения на этих предприятиях более экологичных технологий и методов, а также содействия инклюзивному участию женщин и молодежи в финансовой и экономической деятельности.
- Благоприятная среда. Декарбонизация потребует реформ более широкого характера для диверсификации экономики и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. В их число входят реформы, которые способствуют развитию конкуренции, стимулируют активность частного сектора и создают возможности для участия финансового сектора в «зеленом» финансировании.
Действия на этих направлениях относятся к основным преобразованиям, которые Казахстан должен осуществить, с тем чтобы полностью изменить свой курс как страна, занимающая двадцатое место в мире по объему выбросов углерода, и добиться поставленных целей, предусматривающих 15%-ное сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году (по сравнению с уровнем 1990-х годов) и достижение углеродной нейтральности к 2060 году.
«Переход Казахстана к более экологичной экономике, которая будет в меньшей степени зависеть от природных ресурсов – жизненно важная задача, требующая мобилизации значительных объемов частного капитала. Чтобы это осуществилось, стране потребуется принять ряд мер, – прокомментировала Хела Шейхруху, вице-президент Международной финансовой корпорации по Ближнему Востоку, Центральной Азии, Турции, Афганистану и Пакистану. – Сокращение роли государства в экономике, разработка комплексной климатической политики, экологизация финансового сектора и реализация климатически оптимизированных инфраструктурных проектов помогут привлечь инвестиции и выйти на траекторию снижения выбросов и повышения климатической устойчивости».
Бездействие может обернуться значительными рисками для экономики Казахстана. В частности, если страны примут меры для выполнения своих целевых показателей в области климата, спрос на казахстанские нефть и газ со временем снизится. Также в результате принятия мер глобальной климатической политики – таких как разработанный Европейским союзом (ЕС) трансграничный механизм углеродного регулирования (CBAM) – может сократиться спрос на товары, изготовленные с использованием большого объема ископаемых энергоресурсов. По оценкам Всемирного банка, ежегодные потери экспортных доходов Казахстана в результате внедрения CBAM могут составлять свыше 250 млн долларов, причем в наиболее опасном положении находится производство железа и стали. В случае дальнейшего расширения сферы действия CBAM с охватом нефти эти потери могут вырасти до 1,5 трлн долларов.
«Казахстан создал солидную базу для решения проблемы изменения климата. Однако стране нужно ставить перед собой гораздо более амбициозные экономические задачи и осуществлять конкретные меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. Хорошо проработанные программы в водном и сельском хозяйстве, а также в сфере декарбонизации энергетического сектора могут послужить основой для расширения экономической базы в интересах процветания казахстанского народа», – отметила Татьяна Проскурякова, региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии.
В бескрайних степях страны есть запасы ветровой и солнечной энергии, достаточно конкурентоспособные на мировом рынке. Чистые возобновляемые источники энергии могли бы стать для Казахстана не только доминирующими источниками энергии, но и важной статьей экспорта.
Кроме того, Казахстан может воспользоваться ростом мирового спроса на критические виды минерального сырья, необходимого для низкоуглеродных технологий. Страна обладает крупнейшими мировыми запасами цинка, вольфрама и барита, на втором месте в мире по запасам меди и флюорита, и на ее долю приходятся 10% мировых запасов железной руды. Казахстан, на территории которого находятся 25% мировых запасов природного урана, также является крупнейшим его производителем и экспортером, что ставит его в выгодное положение как поставщика особо ценных редкоземельных элементов.
Климатический переход открывает более широкие возможности для осуществления деятельности в секторах, производящих продукцию с более высокой добавленной стоимостью, за счет интеграции в новые глобальные «зеленые» производственно-сбытовые цепочки.