Пик роста цен пройден, но ожидать их снижения - ошибочно. Таким мнением поделился известный экономист Алмас Чукин в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
«На мировых рынках происходит откат от предельных цен. Это движение идет не только по ключевым показателям, таким как нефть или зерно. Снижаются цены на компьютерные компоненты и продовольствие, по всему спектру товаров и продуктов идет откат. Полагаю, что и мы прошли пик инфляции. Считаю важным отметить, что замерять инфляцию на годовой дистанции, например, июль прошлого года к июлю этого – не совсем верно для понимания того, что происходит в экономике сейчас. Сегодня важнее другие показатели. Нужно смотреть динамику изменения цен к предыдущему месяцу. После их резкого взлета в марте идет снижение. Исключение только в июне было. Сейчас к внешним трендам сезонный фактор добавился. То есть, если брать текущие темпы, то даже годовая инфляция уже замедляется. С начала года она чуть выше 11%. Думаю, по итогам года не выйдем на 14-15%, будет меньше», - говорит эксперт.
Кроме объективных внешних факторов, которые влияют на замедление роста внутренних цен, которое, по мнению Алмаса Чукина, сохранится, если не произойдет внешних шоков, важную роль в определении будущей динамики показателей инфляции будет играть денежно-кредитная политика Национального банка Казахстана.
«С одной стороны, потребительская корзина в РК на 70% формируется за счет импорта-экспорта. С другой – гораздо более серьезное влияние на ценообразование имеет политика Нацбанка. Мы видели в июле повышение регулятором ключевой ставки до 14,5%. То есть в нынешних условиях он придерживается жесткой монетарной политики и дает соответствующий сигнал рынку. Ставка на уровне 14,5% – это «не сахар» для всех, кто работает с деньгами. Обменный курс достаточно комфортный для налоговиков и банков, но не очень комфортный для населения. Мы видим, что импорт растет, но нынешний курс сдерживает его, иначе мы бы получили дополнительный рост цен», - отмечает экономист.
Одновременно с этим Алмас Чукин подчеркивает, что цены снижаться не будут, замедлится только темп их роста. По словам экономиста, казахстанскую экономику от экономик развитых стран отличает высокий уровень госрегулирования в ценообразовании на самые разные товары, продукты или услуги. От стоимости проезда в общественном транспорте до цены на бензин или сжиженный газ.
«Цена – это термометр в экономике. Если она растет, то в нормальной рыночной экономике это сигнал производителю увеличивать производство того или иного товара или услуги. Постепенно спрос и предложение приходят в баланс, и цена снижается. У нас обычно так не работает. Взять наши цены на бензин. Они не из мира сего. Про них рассуждать бесполезно. Они дотационные и никакого отношения к экономике не имеют, у нас социально-политические цены. Или взять сжиженный газ. Рост цен на него стал искрой, которая зажглась в «январских событиях». Говорим дефицит газа, а откуда он возьмется!? Государство регулирует цену, держит ее на низком уровне. Кто будет себе в убыток заниматься его добычей», - резюмирует экономист.
Алмас Чукин признает, что госрегулирование может быть в отдельных отраслях, но государство не должно излишне вмешиваться в экономику. Упор должен быть на фискальных и монетарных методах. Через налоги и денежно-кредитную политику Национального банка, но не через прямое субсидирование. Изменение госполитики в регулировании ценообразования будет очень болезненным, признает экономист. Да и заниматься этим никто не хочет – «крайне социально чувствительная вещь», - говорит он.
«Все считают, что государство должно с ценами что-то делать, жестко регулировать их. Это ложная парадигма! В нормальной открытой экономике с ценами рынок должен работать, а не государство. Давайте на примере Японии рассмотрим, как там равновесия в экономике достигают между ростом инфляции и экономическим ростом. При здравой экономической политике и здоровом росте экономики за счет увеличения производительности труда и инвестиций происходит увеличение доходов населения. Здесь вопрос не в размере инфляции, а в уровне потребительских цен. В Японии рост инфляции практически нулевой. Власти Страны восходящего солнца внутренний рынок разными мерами ограждают от импорта. Уровень цен на товары в целом высокий, на десятки процентов выше среднемировых. Но японцы к этому привыкли, относятся спокойно. Рост цен на хлеб на 10-20% для них некритичен. Потому что уровень их доходов высокий. Они менее чувствительны к росту цен. Есть такая шутка, самое лучшее средство борьбы с инфляцией – это рост цен. Когда цены растут, падает спрос, инфляция угасает. До бесконечности не могут цены расти, потому что покупательная способность ограничена. Инфляция сама себя ограничивает, если государство не печатает деньги, как в Турции», - резюмирует экономист.