Некоторые функции контроля сферы пассажирского автотранспорта хотят передать саморегулируемым организациям (СРО). «Анализ регуляторного воздействия в части передачи государственных функций в области пассажирского автотранспорта в саморегулируемую организацию» опубликовало на портале «Открытые НПА» министерство индустрии инфраструктурного развития. Анализ будет находиться в публичном обсуждении до 28 июня 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Документ разработал Комитет транспорта.
Предлагаемый регуляторный инструмент - введение
множественного обязательного саморегулирования в сфере пассажирских перевозок
автомобильным транспортом.
«В настоящее время сфера пассажирских перевозок автомобильным транспортом находится в неудовлетворительном состоянии: крайне высокая угроза здоровью и жизни пассажиров из-за необеспеченности безопасности дорожного движения; наличие нелегальных пассажирских перевозок; низкое качество автотранспортных услуг населению; высокая доля изношенных автобусов на регулярных маршрутах; непривлекательность сферы пассажирского автотранспорта для частных инвестиций. При этом в центральных и местных исполнительных органах отмечается дефицит штата для исполнения государственных функций по регулированию межобластных и международных перевозок пассажиров, перевозок такси и контролю за деятельностью перевозчиков... Вследствие этого большинство функций исполняется не в полной мере», - поясняется в документе.
В анализе приводятся данные, по
которым за 2021 год: в Казахстане произошло 13 940 ДТП; доля
изношенных автобусов на регулярных международных и межобластных маршрутах
составляет 84% и 71% соответственно; порядка 90% таксомоторных
перевозок осуществляют нелегальные перевозчики; неполный охват населенных пунктов
регулярными автобусными сообщениями; объемы перевозок
пассажиров по сравнению с 2020 годом снизились
на 14%; объемы перевозок официальных такси по сравнению с 2020 годом снизились на 2%.
Поэтому министерство планирует «внедрить инструменты самостоятельного регулирования деятельности пассажирских перевозок
участниками рынка с соблюдением основных направлений по
обеспечению безопасности». Это, как указывается в документе, поспособствует повышению качества услуг и развитию добросовестной
конкуренции.
Поясняется, что мера поможет снизить нагрузку на работников акиматов, бюджет и минимизировать участие государства в регулировании бизнеса.
При передаче функций в СРО планируется исключить такие регуляторные инструменты, как: выдача лицензии на право осуществления международных и нерегулярных автобусных перевозок; принятие уведомления от предпринимателей о начале деятельности по перевозке такси; заключение договора с перевозчиками для организации регулярных межобластных автобусных маршрутов; выдача свидетельства на право осуществления регулярных межобластных автобусных маршрутов; выдача разрешения на право осуществления регулярных международных автобусных перевозок.
В анализе
приведены сроки и этапы внедрения СРО:
- 2023 год – межобластные и международные регулярные пассажирские перевозки;
- 2024 год – нерегулярные пассажирские перевозки и таксомоторные перевозки
пассажиров.
Предполагается, что СРО будут разрабатывать и утверждать
правила и стандарты для участников рынка, проводить анализ работы пассажирского транспорта, состояния инфраструктуры в регионах; осуществлять обратную связь с населением, мониторинг исполнения правил; а основные управленческие,
производственно-технологические процессы будут автоматизированы.
К выгодам, по мнению министерства, от внедрения этого механизма можно отнести создание множественных специальных организаций с полноценным штатом и квалифицированными экспертами, которые будут эффективно решать проблемы отрасли. Будут созданы условия для повышения качества и безопасности автотранспортных услуг населению, что положительно повлияет на увеличение мобильности казахстанцев. Также прогнозируется выведение из теневого рынка нелегальных перевозчиков и тем самым увеличение налоговых поступлений в бюджет.
В министерстве назвали и минусы внедрения регуляторного инструмента. Это «вероятность возникновения временных затрат для вхождения участников на рынок СРО, поскольку данный механизм внедряется впервые. Кроме того, создание нескольких СРО создает условие для раздробления перевозчиков в разные организации, и тем самым каждое СРО будет финансово нестабильно для ведения своей деятельности (меньшее количество членов эквивалентно меньшему количеству членских взносов)».
В анализе приводятся и предполагаемые затраты всех предприятий за один год от внедрения нового механизма регулирования:
1) международные – 386 928 795 тенге;
2) межобластные – 4 356 987 138 тенге;
3) нерегулярные – 286 156 875 тенге;
4) таксомоторные – 1 430 149 394 тенге.
Перевозчики смогут выбирать саморегулируемую организацию.
Новый инструмент планируют ввести для сферы регулярных международных перевозок пассажиров и багажа, регулярных межобластных перевозок пассажиров и багажа, нерегулярных перевозок пассажиров и багажа, таксомоторных перевозок пассажиров.
«Данные виды деятельности входят в сферу пассажирских перевозок автотранспортом и их порядок организации должен осуществляться на условиях и принципах установленных СРО», - поясняется в анализе.
Предполагается, что саморегулируемые организации будут выполнять государственные функции по организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров в межобластном и международном сообщении, нерегулярных перевозок пассажиров, а также перевозки такси. Контроль за соблюдением требований участниками СРО будет осуществляется организация.
В документе отмечается, что на сегодня на межобластных пассажирских перевозках на 284 маршрутах работают 189 перевозчиков, в парке которых 2056 автобусов. На международных пассажирских перевозках на 117 маршрутах осуществляют деятельность 61 перевозчик с 610 автобусами. Количество перевозчиков, осуществляющих нерегулярные пассажирские автоперевозки составляет 625 с 1112 автобусами. Количество перевозчиков такси 2833 с 10624 автомобилями.
С полным текстом анализа можно ознакомиться по ссылке.