USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Союзам и ассоциациям автоперевозчиков дадут больше полномочий?

Плюсы и минусы этой инициативы вынесены на обсуждение

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Некоторые функции контроля сферы пассажирского автотранспорта хотят передать саморегулируемым организациям (СРО). «Анализ регуляторного воздействия в части передачи государственных функций в области пассажирского автотранспорта в саморегулируемую организацию» опубликовало на портале «Открытые НПА» министерство индустрии инфраструктурного развития. Анализ будет находиться в публичном обсуждении до 28 июня 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Документ разработал Комитет транспорта.

Предлагаемый регуляторный инструмент - введение множественного обязательного саморегулирования в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. 

«В настоящее время сфера пассажирских перевозок автомобильным транспортом находится в неудовлетворительном состоянии: крайне высокая угроза здоровью и жизни пассажиров из-за необеспеченности безопасности дорожного движения; наличие нелегальных пассажирских перевозок; низкое качество автотранспортных услуг населению; высокая доля изношенных автобусов на регулярных маршрутах; непривлекательность сферы пассажирского автотранспорта для частных инвестиций. При этом в центральных и местных исполнительных органах отмечается дефицит штата для исполнения государственных функций по регулированию межобластных и международных перевозок пассажиров, перевозок такси и контролю за деятельностью перевозчиков... Вследствие этого большинство функций исполняется не в полной мере», - поясняется в документе.

В анализе приводятся данные, по которым за 2021 год: в Казахстане произошло 13 940 ДТП; доля изношенных автобусов на регулярных международных и межобластных маршрутах составляет 84% и 71% соответственно; порядка 90% таксомоторных перевозок осуществляют нелегальные перевозчики; неполный охват населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями; объемы перевозок пассажиров по сравнению с 2020 годом снизились на 14%; объемы перевозок официальных такси по сравнению с 2020 годом снизились на 2%.

Поэтому министерство планирует «внедрить инструменты самостоятельного регулирования деятельности пассажирских перевозок участниками рынка с соблюдением основных направлений по обеспечению безопасности». Это, как указывается в документе, поспособствует повышению качества услуг и развитию добросовестной конкуренции.

Поясняется, что мера поможет снизить нагрузку на работников акиматов, бюджет и минимизировать участие государства в регулировании бизнеса.

При передаче функций в СРО планируется исключить такие регуляторные инструменты, как: выдача лицензии на право осуществления международных и нерегулярных автобусных перевозок; принятие уведомления от предпринимателей о начале деятельности по перевозке такси; заключение договора с перевозчиками для организации  регулярных межобластных автобусных маршрутов; выдача свидетельства на право осуществления регулярных межобластных автобусных маршрутов; выдача разрешения на право осуществления регулярных международных автобусных перевозок.

В анализе приведены сроки и этапы внедрения СРО:
- 2023 год – межобластные и международные регулярные пассажирские перевозки;
- 2024 год – нерегулярные пассажирские перевозки и таксомоторные перевозки пассажиров.

Предполагается, что СРО будут разрабатывать и утверждать правила и стандарты для участников рынка, проводить анализ работы пассажирского транспорта, состояния инфраструктуры в регионах; осуществлять обратную связь с населением, мониторинг исполнения правил; а основные управленческие, производственно-технологические процессы будут автоматизированы.

К выгодам, по мнению министерства, от внедрения этого механизма можно отнести создание множественных специальных организаций с полноценным штатом и квалифицированными экспертами, которые будут эффективно решать проблемы отрасли. Будут созданы условия для повышения качества и безопасности автотранспортных услуг населению, что положительно повлияет на увеличение мобильности казахстанцев. Также прогнозируется выведение из теневого рынка нелегальных перевозчиков и тем самым увеличение налоговых поступлений в бюджет.

В министерстве назвали и минусы внедрения регуляторного инструмента. Это «вероятность возникновения временных затрат для вхождения участников на рынок СРО, поскольку данный механизм внедряется впервые. Кроме того, создание нескольких СРО создает условие для раздробления перевозчиков в разные организации, и тем самым каждое СРО будет финансово нестабильно для ведения своей деятельности (меньшее количество членов эквивалентно меньшему количеству членских взносов)».

В анализе приводятся и предполагаемые затраты всех предприятий за один год от внедрения нового механизма регулирования:
1) международные – 386 928 795 тенге;
2) межобластные – 4 356 987 138 тенге;
3) нерегулярные – 286 156 875 тенге;
4) таксомоторные – 1 430 149 394 тенге.

Перевозчики смогут выбирать саморегулируемую организацию.

Новый инструмент планируют ввести для сферы регулярных международных перевозок пассажиров и багажа, регулярных межобластных перевозок пассажиров и багажа, нерегулярных перевозок пассажиров и багажа, таксомоторных перевозок пассажиров.

«Данные виды деятельности входят в сферу пассажирских перевозок автотранспортом и их порядок организации должен осуществляться на условиях и принципах установленных СРО», - поясняется в анализе.

Предполагается, что саморегулируемые организации будут выполнять государственные функции по организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров в межобластном и международном сообщении, нерегулярных перевозок пассажиров, а также перевозки такси. Контроль за соблюдением требований участниками СРО будет осуществляется организация.

В документе отмечается, что на сегодня на межобластных пассажирских перевозках на 284 маршрутах работают 189 перевозчиков, в парке которых 2056 автобусов. На международных пассажирских перевозках на 117 маршрутах осуществляют деятельность 61 перевозчик с 610 автобусами. Количество перевозчиков, осуществляющих нерегулярные пассажирские автоперевозки составляет 625 с  1112 автобусами. Количество перевозчиков такси 2833 с 10624 автомобилями.

С полным текстом анализа можно ознакомиться по ссылке.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.