На станции Достык прошла презентация второй очереди многофункционального грузоперевалочного терминала, ввод которой в эксплуатацию вдвое увеличит пропускные способности управляемого компанией PTC Cargo предприятия Dostyk TransTerminal. При этом клиенты нового логистического узла из Китая, Казахстана, России, Беларуси, Узбекистана и Европы получат дополнительные возможности по снижению временных затрат при транспортировке своих грузов.
Первая очередь Dostyk TransTerminal, строительство которой было проинвестировано компанией PTC Holding, начала функционировать с июня прошлого года: терминал с проектной мощностью 160 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент) в год позволяет за несколько часов перегрузить контейнеры, прибывшие на станцию в поездах по узкой колее 1435 мм из Китая, в составы на широкой (1520 мм) казахстанской колее – и в обратном направлении. Менее чем за год работы, с июня 2021 года по апрель нынешнего, на этом терминале было перегружено 106,7 тыс. TEU, после чего у управляющей компании PTC Cargo и у инвестора проекта PTC Holding возникло понимание необходимости увеличения мощности терминала, который изначально предполагалось строить в четыре этапа.
«Мы предполагали, что объемы перевалки с колеи на колею будут расти, а интерес к казахстанско-китайскому погранпереходу будет увеличиваться, - говорит председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев. - В июне 2021 года мы запустили первую очередь терминала, а уже в августе-сентябре прошлого года мы понимали, что объемы первой очереди заполнены, при этом остается интерес наших клиентов в дополнительных объемах. Вот почему так быстро стартовала вторая очередь, и поэтому так быстро ее построили – и мы видим, что по истечении первого года работы многие компании из делового сообщества России, Беларуси, Узбекистана, из европейских стран заинтересованы в использовании нашего терминала и его возможностей».
Большая часть грузов в первый год работы была перевалена через Dostyk TransTerminal по проектам Евразийского железнодорожного альянса казахстанских, российских и белорусских железных дорог ОТЛК ЕРА - 96,5 тыс. TEU. Еще 10,2 тыс. TEU пришлись на собственные проекты PTC Holding, в том числе в направлении Российской Федерации – 5,8 тыс. TEU, в направлении Европы – 3,1 тыс. TEU и в направлении Республики Узбекистан – 1,3 тыс. TEU. Сейчас благодаря строительству в рамках второй очереди проекта нового железнодорожного разъезда близ станции Достык оператор получил новые конкурентные преимущества, позволяющие ему предоставлять максимально удобные для клиентов логистические услуги.
«Помимо того, что вторая очередь вдвое увеличит наш перевалочный потенциал, со 160 тыс. до 320 тыс. TEU в год, мы за счет строительства разъезда оптимизируем временные затраты при формировании составов, при подаче вагонов на терминал, - говорит коммерческий директор PTC Cargo Бакытжан Аташев. – Также новая инфраструктура позволит собственникам вагонов отстаиваться у нас на путях в ожидании прибытия груза, осуществляя адресную погрузку, так что вопрос сводится еще к разгрузке мощностей станции Достык. Сегодня станция перегружена, мы же за счет строительства ответвления от магистрали даем возможность перевозчикам идти в обход этого узла. Такой инфраструктуры с примыканием к магистральным путям больше пока здесь нет ни у кого».
Такая сквозная технология Dostyk TransTerminal позволяет, помимо прочего, формировать монопоезда, когда за счет возможности хранения части поступающих контейнеров в один состав можно загрузить груз для получателя с разных прибывающих из Китая поездов. Кроме того, такие монопоезда смогут формироваться и для одной станции назначения, на которой действуют несколько терминалов – на Dostyk TransTerminal по желанию заказчика могут сформировать разные составы для каждого из них для того, чтобы в конечном пункте потом не пришлось перетаскивать вагоны из одного состава по разным тупикам. Все эти возможности новой инфраструктуры в минувшую пятницу были продемонстрированы иностранным партнерам.
«На мой взгляд, сегодняшнее событие – не только казахстанского масштаба, мне кажется, это событие большого масштаба, евразийского, потому что открытие такого терминала – это, конечно же, точка роста не только в Казахстане, а на всем пространстве Евразийского экономического союза, - сказал генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром. - Это точка роста наших партнеров и коллег и в Китае, и в Европе, и в Центральной Азии, такие проекты объединяют страны, объединяют компании, объединяют людей. Мы сегодня с коллегами из PTC Holding обменялись воспоминаниями: 10 месяцев немногие верили в промышленное количество поездов уже на первом этапе, в сложности недостатка пропускной способности менее чем через год из-за наплыва клиентов. Но сегодня мы открываем вторую очередь, а нам работники терминала уже показывают, где будут третья и четвертая – я со стороны ОТЛК ЕРА могу сказать, что мы готовы сюда приезжать каждые 10 месяцев, если с такой скоростью будут открываться новые мощности».
Останавливаться на достигнутом в PTC Holding не намерены. По словам Тимура Карабаева, в планах у компании строительство еще двух очередей Dostyk TransTerminal. Причем в компании сейчас рассматривают строительство инфраструктуры для перевалки не только контейнеров, но и других видов генеральных грузов. Увязывая свое строительство с реализацией программы национальной компании «Казахстан темир жолы» по расширению пропускной способности участка Достык – Мойынты протяженностью 830 километров. Предполагается, что этот участок будет активно развиваться в связи с ростом транзитного грузопотока из Китая в Европу и в обратном направлении, так что строительство нового разъезда, который PTC Holding, кстати, передаст на баланс КТЖ, гармонично вписалось в планы нацкомпании и государства. Намерения группы PTC поддерживают и иностранные партнеры, представитель одного из них, российского интермодального контейнерного оператора ПАО «Трансконтейнер» Никита Пушкарев на презентации второй очереди вручил представителям казахстанской компании «бесконечный календарь», символизирующий сотрудничество стран континента в сфере логистики.
«Этот терминал – очень важная точка на карте нашей части маршрутов континента, он является связующим звеном тех больших стран, которые ведут торговлю на этой части суши, - сказал директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера». - Сегодня мы увидели современный, высокотехнологичный, безопасный терминал. В международной торговле безопасность и технологии – это определяющие факторы конкуренции, и очевидно, что, имея такие преимущества, Dostyk TransTerminal может получить максимальную долю бизнеса. Наши организации начали взаимодействовать буквально через месяц после ввода в эксплуатацию первой очереди узла, и я хочу сказать от лица нашей компании – это большое удовольствие работать с нашими казахстанскими партнерами», - заключил он.