С 2020 года экспорт товарного газа сокращается в среднем на 30% за счет роста внутреннего потребления, что снижает возможности субсидирования цен на газ для внутреннего рынка. Об этом председатель Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Серик Жумангарин сказал на круглом столе, посвященном мерам по демонополизации ключевых товарных рынков РК, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По данным министерства энергетики, к 2025 году объем потребления товарного газа увеличится до 27,7 млрд м3, а дефицит газа составит 1,6 млрд м3.
«Здесь действует государственное регулирование цен всех этапов реализации - покупка газа у недропользователя, оптовая и розничная реализация, транспортировка газа, - сообщил Серик Жумангарин. - Механизм реализации преимущественного права не урегулирован, отсутствуют основания отказа АО «QazaqGaz» в реализации своего права. Также непрозрачна система формирования цен на внутреннем рынке, где «разбег» цен, сформированных отраслевым регулятором, достигает 16-кратного значения или от 600 до 10 тыс. тенге за тыс. м3».
Также, по словам Серика Жумангарина, не детализирована процедура формирования состава поставок на внутренний рынок. На практике это привело к фактам использования на внутреннем рынке более дорогого объема импортированного газа из России (от 30-40 тыс. тенге за м3), тогда как имелась возможность поставки газа по цене 5-10 тыс. м3 у казахстанских недропользователей.
«При высокой рентабельности группы QazaqGaz, достигающей 47%, озвучены данные о направлении этих средств на погашение долговых обязательств по займам, - продолжил глава АЗРК. - В свою очередь предоставление преимущественного права АО «КазТрансГаз» обосновывалось необходимостью масштабной газификации регионов страны, строительства магистральных, распределительных газопроводов. В то же время основными источниками финансирования строительства магистрального газопровода «Сарыарка» явились средства АО «АстанаГаз КМГ» (дочерняя организация АО «КазМунайГаз») и заемные средства, полученные от Евразийского банка развития (187 млрд тенге, по 10% ставке), Народного банка (1,9 млрд тенге, по ставке 11,6%). Тогда как источниками финансирования строительства распределительных сетей АО «КазТрансГаз Аймак» - средства инвестиционной программы, заложенные в тариф».
Таким образом, деятельность национального оператора в части формирования квот, цен и состава поставок, распределения прибыли непрозрачна и содержит «риски наличия монопольных издержек в виде необоснованных, завышенных затрат», сказал Серик Жумангарин.
Читайте также
С таким предложением выступил Серик Жумангарин