Удастся ли Казахстану сохранить доверие на фоне трагических январских событий? Какие меры необходимо предпринять, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность страны в текущих условиях? Каким вопросам необходимо уделить особое внимание при разработке новой концепции инвестполитики? Своим мнением по этому поводу с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделилась независимый экономист, член правления ОФ Zertteu Татьяна Седова.
Напомним, что в декабре прошлого года вице-премьер Мухтар Тлеуберди отметил, что в экономику Казахстана за 30 лет независимости было инвестировано более 370 млрд долларов. Первенство по размеру вложенных инвестиций занимают Нидерланды - 101 млрд долларов, на втором месте США - 46,2 млрд долларов, на третьем Швейцария - с объемом финансирования 28,5 млрд долларов.
Вместе с тем, по словам нашей собеседницы, доверие инвесторов в первую очередь основывается на стабильности контрактов, которая обеспечивается верховенством закона. В любом контракте заложены действия в случае форс-мажора, уточняет Татьяна Седова. «Если все условия текущих контрактов соблюдались и будут соблюдаться в дальнейшем - доверие инвесторов сохранится», - уверена она. Другое дело - будущие инвесторы, обращает внимание экономист. Ведь вопрос привлечения инвестиций как внутри страны, так и извне (FDI) и прежде стоял для Казахстана достаточно остро.
«Раньше мы являлись примером политической стабильности, и помимо богатств наших недр это являлось нашим «конкурентным преимуществом». Теперь же на восстановление стабильности потребуется время, а для новых инвесторов - новая инвестиционная политика», - поясняет она.
В свою очередь о необходимости принятия новой инвестиционной политики сказал президент страны еще 11 января во время заседания Мажилиса Парламента РК. Он заявил, что государство заинтересовано в сохранении благоприятного инвестиционного климата.
По мнению Татьяны Седовой, озвученная концепция прежде всего должна ответить на два вопроса: «каких инвесторов мы хотим привлекать» и «что мы им можем предложить».
«На первый вопрос очень важно ответить максимально четко, и ответы должны базироваться, на мой взгляд, не только на экономической выгоде и структурной целесообразности, но и на ценностных установках и принципах. Причем это касается и внешних, и внутренних инвестиций», - утверждает она.
Таким образом, надо дать четкий посыл, что инвестирование в Казахстане основывается на принципах прозрачности, верховенства закона, подотчетности, добавляет экономист. По ее представлению, заключаемые контракты, особенно крупные, должны быть открыты, их тексты опубликованы, а информация про компанию-инвестора и ее конечного собственника должна быть размещена в открытых источниках. Кроме того, граждане должны знать, «чистые» ли это деньги, вовлечены ли в инвестиции политически значимые лица (ПЗЛ), привнесет ли инвестор справедливое надлежащее управление сотрудниками, ресурсами, будет ли он экологически и социально ответственным.
«Не хотелось бы повторения кейсов, когда ответственные инвесторы уходили из страны. Время «дикого» капитализма давно уже меняется на глобальном уровне на ответственное и прозрачное инвестирование. Причем это касается и инвестиций внутри страны», - говорит Татьяна Седова.
Она добавляет, что механизмы для этого есть, например, «Инициатива прозрачности добывающих отраслей», членом которой Казахстан является с 2007 года, или «Инициатива открытого правительства», присоединение к которой обсуждается уже несколько лет.
Ответ на второй вопрос касательно того, что «мы можем предложить таким инвесторам» подразумевает отсутствие коррупции, прозрачные, понятные правила, справедливые экономические суды, стабильность контрактов, уточняет эксперт.
«Все это очень важно сейчас задекларировать, но затем перевести из разряда деклараций и лозунгов в практическую плоскость - это потребует серьезной работы и по реформированию законодательства, и в плане правоприменительной практики», - поясняет она.
Следующий момент, который должна учесть инвестиционная политика, опять же не на уровне деклараций, а на практическом уровне – мир однозначно отходит от углеродной экономики, подчеркивает Татьяна Седова.
При этом она убеждена, что данная тенденция движется быстрее, чем хотелось бы многим, особенно в странах с сырьевыми экономиками. Очевидно, что энергетический переход потребует структурных преобразований в экономике, что само по себе сложно и часто болезненно, а с учетом текущей ситуации - в особенности.
«У нас моногорода, у нас энергетика 70% на угле, у нас доходы бюджета зависят от нефти, Нацфонд истощается и т.д. И у нас пока нет четкого плана, как перейти от сырьевой экономики к низкоуглеродной, а к 2060 году и к углеродно- нейтральной», - замечает наша собеседница.
По ее представлению, этот план должен включать масштабные социальные меры, стимулы, альтернативы - по оценке рынка труда, переобучению и трудоустройству, по развитию альтернативных производств и т.д. «И тут немаловажно не только разработать этот план - но и внятно донести и обсудить его с гражданами страны. Воздействие будет на всех - прямое, например, на рабочих добывающих компаний, сервисников и т.д., а непрямое - через тарифы на электроэнергию на всех граждан. И мы снова возвращаемся к прозрачности и к тому, как важно госслужащим правильно коммуницировать с гражданами, разговаривать, объяснять. Это компетенция, которой, к сожалению, мало кто обладает в госорганах. И это не только компетенция - это элемент совсем иной политической культуры» - резюмирует Татьяна Седова.
Отметим, что президент страны Касым-Жомарт Токаев на том же заседании мажилиса заверил, что все обязательства и гарантии государства перед инвесторами будут исполнены в полном объеме. Позже в своем Twitter он написал: «Мы гарантируем открытость национальной экономики, неприкосновенность контрактов, уважение прав интеллектуальной собственности и беспощадную борьбу с коррупцией».
Читайте также
Своим видением на эту тему поделился глава представительства АБР в Казахстане Нариман Маннапбеков