Новый 2022 год будет годом инфляции. Возможно, ее удастся победить, и тем самым сбудутся предсказания о том, что текущая высокая мировая инфляция лишь временное явление, а не глобальная всеобщая проблема, способная вызвать кризис, сравнимый с великой депрессией. У Казахстана свои вызовы — наша инфляция тоже бьет рекорды, и если ее часть мы действительно импортируем, то другая часть — наша, собственная. Одна из проблем — у нас слишком дешевое топливо, которое слишком долго сдерживали и субсидировали, и рост его цены - это уже не вопрос.
Сейчас Казахстан на девятой позиции в топе стран с самым дешевым бензином. Дешевле, чем у нас, он только в Венесуэле – он там бесплатный, но его там нет, Иране, Сирии, Анголе, Алжире, Кувейте, Нигерии и Туркменистане. У наших соседей топливо стоит от 255 тенге за литр в Азербайджане и 294 тенге за литр в России, до 408 тенге за литр в Узбекистане и 545 тенге за литр в Китае. Подобная огромная разница в ценах между нами и соседями приводит к дефициту топлива, к его вывозу, как законному экспорту, так и контрабанде. Такая низкая цена в Казахстане сложилась по ряду причин — основная из них длительный процесс регуляции рынка и искусственного сдерживания цен за счет низкой цены закупки нефти и бюджетных затрат на субсидии, а также за счет того, что нефтеперерабатывающие заводы до сих пор получают нефть по ценам себестоимости добычи, а не рыночным. Кстати, именно поэтому от цены на нефть наш бензин не зависит от слова совсем.
Цены на топливо в Казахстане долгое время сдерживались искусственно, а средства, выделенные на модернизацию НПЗ, которая бы позволила не только полностью закрыть спрос внутреннего рынка, но и нарастить экспорт топлива, никак не была заложена в цену. Кроме этого, увеличение стоимости акциза в начале прошлого года также не нашло отражения в росте цен из-за зарегулированности отрасли. С переходом на открытые торги на топливной бирже эти отложенные факторы и сработали. Цена растет, как обычно и происходит после снятия административных ограничений. Пока на бирже реализовывается лишь десятая часть топлива, но этот показатель будет расти. От свободных цен на топливо в выигрыше отрасль — производители могут не только покрыть расходы на дорогостоящую модернизацию, но и дать возможность задуматься о будущей, которая сможет увеличить экспортный потенциал, диверсифицируя наш нефтяной экспорт. Конкурентная цена — это здравый смысл свободного рынка. Кстати, Мексика именно так и поступает — там планируют прекратить экспорт нефти с 2023 года, страна хочет сама перерабатывать нефть и обеспечить так свои потребности в сырье.
Еще одна причина роста цен — нефтедобывающие компании обязаны продавать сырье для НПЗ по себестоимости добычи. По последним опубликованным данным, до мая этого года отпускная цена на нефть для использования на наших НПЗ не превышала 20 долларов за баррель. Тогда как мировые цены на нашу нефть доходили до 70 долларов. А на конец прошлого года и вовсе цена для внутреннего рынка была 13 долларов за баррель. Такая ситуация не может длиться бесконечно. Продавая нефть ниже себестоимости, наш бюджет и Нацфонд теряют свой доход. Нарушается принцип рыночной экономики, создаются дополнительные непрозрачные субсидии. Только за первые шесть месяцев этого года потери Нацфонда могли составить до 700 млрд тенге.
Не стоит забывать и о том, что общие рынки энергоресурсов ЕАЭС заработают с 1 января 2025 года, а это значит, что к этому времени мы должны достичь гармоничных цен с соседями по союзу. В России сейчас цена на бензин пришла к 300 тенге за литр, а в некоторых регионах превышает ее. На их рынке также есть регуляция и мягкие субсидии, без которых цена уже сейчас составляла бы 600 тенге за литр.
Повышение цены на бензин — неизбежный процесс ближайшего года, который будет сдерживаться желанием снизить общую инфляцию. Чем больше топлива будет реализовываться на свободном рынке через открытую биржу – тем быстрее мы достигнем рыночных цен и равновесного положения в отрасли, когда нет мыслей о том, как бы покрыть убытки из бюджета, а о модернизации можно думать уже исходя из своей прибыли.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане