USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
69796.90$
-1049.700

Станет ли транскаспийский коридор глобальным маршрутом?

Какие факторы могут помешать проекту и как транскаспийский коридор отразится на экономиках стран региона

Share
Share
Share
Tweet
Share
Станет ли транскаспийский коридор глобальным маршрутом? - Kapital.kz

Для многих стран Центральной Азии выходом из кризиса и толчком к благополучному экономическому подъему в постковидную эпоху может стать развитие транскаспийского транспортного коридора. Идея торговли и транспорта в рамках транскаспийского коридора не нова. Легендарный Шелковый путь, связывающий Европу и Азию являлся новаторским для своего времени и служил не только платформой для международной торговли и обмена товаром, но и взаимодействия культур, распространения знаний, накопленной информации и идей.

В настоящее время транскаспийский коридор имеет все шансы стать крупнейшим глобальным транспортным маршрутом, благодаря которому может возрасти экономический потенциал и укрепиться устойчивое развитие стран Центральной Азии и стран, вовлеченных в приграничную международную торговлю. 

От региональной до глобальной перспективы

Транскаспийский коридор простирается от Китайской Народной Республики (КНР) до Европы, и проходит через страны Центральной Азии вдоль Каспийского моря. В последнее время этот международный маршрут становится все более важным каналом для транспорта и трансграничной торговли. Однако недостаток финансирования вместе с другими проблемами и вызовами могут встать на пути дальнейшего развития и удовлетворения быстро растущих инфраструктурных потребностей коридора. Каким образом можно оценить экономическое воздействие транскаспийского коридора для региона Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), куда входят такие страны как Афганистан, Азербайджан, Грузия, Казахстан, КНР, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан? Каковы его основные потенциальные экономические выгоды? Насколько оправданы инвестиции в него? На эти и другие вопросы дает ответ новая книга «Развитие транспортного сообщения по Транскаспийскому коридору», подготовленная и выпущенная совместными усилиями Института Азиатского банка развития («Институт АБР») и Института Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества («Институт ЦАРЭС»). Книга, презентация которой состоялась в октябре этого года, будет интересна не только экономистам и исследователям центральноазиатского региона, но и политикам и бизнесменам, так как в ней представлены основные идеи и возможности, которые могут быть реализованы в рамках международного транскаспийского транспортного пути, обсуждение эффективных способов создания инфраструктуры для трансграничных перевозок в коридорах ЦАРЭС, а также практические рекомендации.

Казахстан и Туркменистан – ведущие игроки транскаспийского коридора ЦАРЭС

Общая история и большой экономический потенциал объединяют Туркменистан и Казахстан. Две страны играют ключевую роль в широкомасштабном транспортном коридоре, проходящем через Каспийское море и соединяющем морской китайский порт Ляньюньган на востоке и черноморские порты Грузии на западе. Авторы книги «Развитие транспортного сообщения по Транскаспийскому коридору» описывают данный маршрут как коридор ЦАРЭС-2, куда вошли такие страны как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Грузия). Он частично совпадает с международным транспортным коридором «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА), транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), международным транзитным коридором «Западная Европа – Западный Китай» и «Лазуритовым (ляпис-лазуревым) транспортным проектом (между Афганистаном, Турцией, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией)».

Доходы от минеральных ресурсов позволили Казахстану и Туркменистану инвестировать значительные средства в портовую, автомобильную и железнодорожную инфраструктуру. Три новых каспийских порта в Туркменистане, Казахстане и Азербайджане были введены в эксплуатацию почти одновременно во второй половине 2018 года. Пять лет и более 1,5 млрд долларов ушло на строительство международного морского порта Туркменбаши. Благодаря усовершенствованиям грузоподъемность увеличилась примерно с 18 млн тонн (без учета нефтепродуктов) до 26 млн тонн в год. Кроме того, в 2018 году завершено строительство 564 км платной дороги, соединяющей Ашхабад с морским портом Туркменбаши.

Тем временем, Казахстан в том же году открыл порт Курык, принявший на себя все железнодорожно-паромные операции. Казахстан также начал внедрение моделей государственно-частного партнерства (ГЧП), пересмотрел закон о железнодорожном транспорте и внедрил автоматизированную систему таможенного и налогового администрирования данных (на базе платформы ASYCUDA) в 2016 году.

Перспективы торговли для стран прикаспийского коридора

Примечательно, что страны коридора ЦАРЭС-2 имеют сильный железнодорожный сектор и развитую сеть железнодорожных магистралей (21000 км в Казахстане, почти 7000 км в Узбекистане, более 5000 км в Туркменистане, почти 3000 км в Азербайджане и более 2000 км в Грузии), которая продолжает расширяться и играет важную роль в транспортировке грузов. К примеру, за 2,5 года работы, по состоянию на середину 2021 года, по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс было отгружено свыше 33 тысяч 20-футовых (TEU) контейнеров, в том числе транзитом свыше 26 тысяч TEU. Железнодорожную сеть в указанных странах дополняют более 365 000 км автомобильных дорог.

Несмотря на растущие инвестиции в инфраструктуру вокруг Каспия в последние три года, доля торговли с внешним миром внутри ЦАРЭС (без учета КНР) остается довольно скромной, в среднем, около 6,8%. В 2019 году одиннадцать стран ЦАРЭС в региональных рамках торговали на 87 млрд долларов, из которых только Китай экспортировал продукции на 47 млрд долларов в остальные страны региона. Эти страны в свою очередь экспортировали в КНР товаров на 29 млрд долларов, из которых 19 млрд долларов приходилось на торговлю минеральным топливом. С учетом отраслевых структур и экспортных возможностей большинства стран ЦАРЭС, перспективы выглядят хорошими в транзитной торговле.

Товарооборот между Китаем и Европой в день составляет в среднем 1 млрд евро, более 90% товаров доставляется морским и железнодорожным путями, где железнодорожное сообщение включает новый евразийский сухопутный мост (Казахстан, Монголию, Россию и Беларусь). По прогнозам, транскаспийский коридор ЦАРЭС может сократить время доставки грузов между Азией и Европой с месяца до двух недель по железной дороге и с 45 дней до двух недель по морю. Исследователи Института ЦАРЭС подчеркивают, что для достижения этой цели странам вдоль транскаспийского коридора необходимо разработать четкую правовую наднациональную основу для гармонизации транспортных тарифов и решить проблему разобщенности цепочки поставок. Кроме того, в книге предлагаются и другие рекомендации для успешного осуществления данного прогноза.

Книга «Развитие транспортного сообщения по Транскаспийскому коридору» поможет в разработке более эффективных политик, которые могут максимизировать преимущества инфраструктуры для экономического развития и мобилизации инвестиций. Книга является бесценным ресурсом для политиков, исследователей и других лиц, заинтересованных в лучшем понимании того, как развитие инфраструктуры и инновационная политика,  направленная на привлечение крупных частных инвестиций в новые инфраструктурные проекты, позволят поддержать и сделать более процветающими, инклюзивные и устойчивыми экономики в Центральной Азии и за ее пределами.

Об институте ЦАРЭС

CAREC Institute - Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) – это межправительственная организация, совместно управляемая 11 странами-членами – Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики (КНР), Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – со статусом международной организации в КНР, занимающаяся продвижением экономического сотрудничества между членами ЦАРЭС посредством исследований, наращивания потенциала, информационно-разъяснительной работой и партнерства.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.