USD
521.81₸
+6.560
EUR
543.67₸
+7.760
RUB
5.05₸
-0.130
BRENT
74.00$
BTC
94331.10$
+16.700

Как планирование помогает решить стратегические задачи бизнеса

Эксперт рассказал о четырех уровнях и плюсах каждого из них

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как планирование помогает решить стратегические задачи бизнеса- Kapital.kz

Цепочки поставок постоянно усложняются. Глобальная нестабильность последних лет сделала их изменения драматическими. Как через повышение эффективности планирования получить дополнительную ценность и приблизиться к достижению стратегических целей от работы в новых условиях?

Цепочка сложностей

Цепочки поставок сегодня включают в себя большое количество производств, товарной номенклатуры, поставщиков и, как следствие – логистических операций, которые могут быть распределены по самым разным странам, регионам и территориям. По мере усложнения экономической ситуации и появления новых факторов, в том числе политических, влияющих на привычные торговые связи, появляются новые логистические центры, усложняются и изменяются сложившиеся годами пути доставок.

Интегрированное планирование

В таких условиях помочь бизнесу может только грамотное и эффективное планирование, в котором учитываются как все имеющиеся вводные, так и вероятность их изменения уже после старта поставок. Последнее требует возможности оперативного вмешательства в уже сформированный план. Такое планирование, которое затрагивает буквально все звенья цепочки поставок – от производства до доставки партии на конечный склад – называется интегрированным.

Достоинство интегрированного планирования – в возможности моделировать различные сценарии. Это может быть проверка эффекта от смены поставщика, изменения конфигурации логистических процессов, стоимости транспортных и складских услуг.

Смоделированные сценарии могут учитывать и чрезвычайные обстоятельства: стихийные бедствия, выход из строя или остановку работы склада, производства и т.п.

По сути, в рамках интегрированного планирования бизнес получает не только план поставки, но и сценарий действий на тот случай, если выполнить этот план становится невозможным по причине внешних обстоятельств. При этом гипотезы можно и проверять, чтобы смоделировать все возможные ситуации.

Такой подход позволяет связать интегрированное планирование цепочек поставок с планированием на более высоком уровне – генерации прибыли или достижения новых финансовых показателей.

Неявная выгода

Само по себе планирование не приносит компаниям непосредственный доход. Оно позволяет оптимизировать ресурсы, грамотно распределить их по времени, добиться эффективности внутренних процессов. Отсюда – неявная экономическая выгода планирования, которая часто оказывает влияние на отношение менеджмента компании к этому процессу.

Между тем корреляция между эффективностью планирования и основными бизнес-показателями существует. Сложность в том, что явность и величина бизнес-эффекта зависит от длительности планирования. Рассмотрим четыре основных уровня планирования и плюсы каждого из них.

Долгосрочное планирование

Горизонт от одного года до 10 лет – долгосрочное планирование. Оно коррелирует со стратегией бизнеса и призвано отвечать на глобальные вопросы, связанные с капитальным строительством. Например, в каких локациях должны быть размещены производственные мощности или распределительные склады относительно объемов производства, емкости рынка, пула поставщиков или направления поставок.

В задачи долгосрочного планирования входит и определение оптимального состава партнерской сети, высокоуровневая оценка рыночного потенциала. Стоимость ошибки в планировании на долгосрочном уровне весьма высока: инвестиции в строительство могут оказаться бесполезными, а перестройка партнерской сети – длительной и затратной.

Зато и экономический эффект велик: могут быть сокращены затраты на капитальное строительство или высвобождены ресурсы. Можно даже заранее определить «узкие» места в цепочках, которые постоянно генерируют риски.

Среднесрочное планирование

Горизонт среднесрочного планирования не превышает шесть месяцев. Его цель – балансирование и оптимизация существующих ресурсов, поддержка связи с текущим портфелем заказов и прогнозируемым спросом. В качестве примера можно привести планирование порядка поставок. Как правило, отгрузка продукции осуществляется по принципу FIFO (First In, First Out — первым пришел, первым ушел), когда продукция отгружается в «порядке очереди». Но такой принцип может привести к потере высокорентабельных заказов, которые могут возникнуть во время высокой загрузки производственных мощностей.

Интегрированное планирование на среднесрочном уровне позволяет учитывать особенности работы разных подразделений и синхронизировать их нагрузку. В результате такой синхронизации текущий экономический эффект может достигать от 3 до 10% рентабельности продаж. Кроме того, бизнес может получить возможность экономии транспортных затрат или затрат на содержание невостребованных складских или производственных мощностей.

Оперативное планирование

Горизонт оперативного планирования – от одного дня до одного месяца. Оно позволяет вести непосредственное управление текущим продуктовым портфелем через отслеживание порядка производства и последовательности выполнения заказов.

Речь идет о таких показателях, как отгрузка в срок (в нашей практике один металлургический холдинг повысил благодаря оперативному планированию этот показатель до 80%). Кроме того, на оперативном уровне можно точно синхронизировать загрузку разных служб, таких как производство и транспорт или склады, сократив внеплановые затраты.

Детальное планирование

Существует и детальное планирование. Часто его к собственно планированию и не относят, поскольку оно касается контроля выполнения текущих задач. Это может быть оперативная закупка товаров или необходимых дополнительных ресурсных мощностей, коррекция объема производства или поставок в соответствии с изменением спроса.

Роль детального планирования – достижение оптимальной последовательности производства текущих работ, благодаря которой, например, можно сократить количество переналадок производственного оборудования и на 5-15% увеличить объем «полезного времени» работы парка станков на предприятии, добиться сокращения расхода электроэнергии или потребления воды.

Реальная эффективность

10% рост рентабельности продаж или 15% увеличение «полезного» времени оборудования – далеко не единственные выгоды, которые достигаются благодаря интегрированному планированию, затрагивающему все уровни, от долгосрочного до детального. Так, мировая практика показывает, что переход на интегрированное планирование приводит к сокращению общих затрат на 4-12%, или к сокращению оперативных (до 18%), или страховых (до 20%) издержек в цепочках поставок. Даже уровень сервиса повышается, вплоть до 6%. Такой эффект делает интегрированное планирование инструментом, который может быть использован не только для оптимизации бизнеса или повышения эффективности процессов. Оно может и должно решать стратегические задачи, стоящие перед компанией, такие как повышение рыночной доли или рост общей доходности бизнеса.

Автор: исполнительный директор компании Axellect Мирас Касымов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.