Многие компании и сотрудники сейчас находятся в поиске наиболее эффективного взаимодействия друг с другом. Одни привыкли к работе из теплого дома, в домашней пижаме, без пробок по пути в офис, другие - попросту не готовы отпустить своих сотрудников из-под контроля. Мнения разделились, мы увидим это, если посмотрим на последние новости из мира BigTech.
Apple откладывает возвращение сотрудников до января 2022 года, причем это уже второй перенос за год, изначально дедлайн для возвращения был в октябре. В то же время Google совершает самую крупную сделку по покупке офисной недвижимости с начала пандемии и выкупает офисное здание на Манхэттене за 2,1 млрд долларов. В планах компании - покупка еще одного офиса в 2022 году, площадью 120 000 квадратных метров. Такое решение идет вразрез с повальным трендом на удаленную работу.
Такие компании, как Canon, Office Depot, тоже задумываются о том, что дистанционная работа не так хороша, как нам всем казалось в 2020 году. В Facebook с этим не согласны и в ноябре 2020 года наняли «Head of Remote» - директора по организации удаленной работы. Причем в его обязанности входит не контроль сотрудников, а сплочение и мотивация команды, которой, как оказалось, не хватает в рамках «удаленки».
Гиганты рынка еще не сформировали окончательное представление о будущем формате работы. Кто-то считает, что дистанционная работа останется с нами надолго, другие не представляют, как перевести 100% работы в онлайн. На мой взгляд, удаленная работа имеет ряд недостатков, из-за которых мы вряд ли предпочтем ее офлайн-встречам.
Офис — это место креатива
Стив Джобс был большим приверженцем обособленных команд, каждая из которых занимается своим проектом. Но, поработав в Pixar и побывав в офисах Disney, которые обладают открытой планировкой этажей, он осознал, что креативность — это не результат работы одиночки.
В Pixar Стив Джобс разработал план здания «без барьеров», где большинство общих пространств - туалеты, конференц-залы, обеденные зоны - были расположены в центре, рядом с атриумом. Все было спроектировано так, чтобы подтолкнуть людей знакомиться и общаться. Стив Джобс очень верил в силу случайных встреч.
Если брать практику работы KPMG в Центральной Азии, то, по большей части, наши сотрудники предпочитают приходить в офис. При этом глобальный отчет KPMG CEO Outlook (2021) показывает, что около 60% руководителей собираются возвращать сотрудников в офисы и вкладываться в аренду коворкингов.
То есть речь идет не о расширении головного офиса, а скорее о масштабировании сети офисов или создании, как я их называю, офисов-сателлитов. Это особенно актуально для больших городов, где дорога отнимает много времени.
Если вы никогда не встречали своих коллег в реальной жизни, действительно ли вы работали в компании?
Протестировав режим «удаленной работы», многие руководители пришли к выводу, что очные встречи важны для бизнеса. Как оказалось, сотрудники не чувствуют своей причастности к общему делу, когда они коммуницируют только онлайн. США сейчас переживают бум увольнений. Только в июле 2021 года 4 млн американцев приняли решение покинуть работу. Эти аномально высокие показатели держатся в течение последних нескольких месяцев. Смена работы в режиме онлайн стала восприниматься проще и для работников, и для работодателей. По большому счету они знают только имена друг друга и больше ничего. Какие причины не увольняться или не увольнять?
Чтобы удержать сотрудника, нужно узнавать, как у него дела. Небольшие активности - встречи офлайн, тимбилдинги в небольших группах - позволяют сотрудникам понять, что они часть большой команды, а не просто имя на экране мессенджера. А для успешной работы команды важны отдача и отношение каждого сотрудника. Невозможно руководить компанией удаленно, невозможно принимать эффективные решения, не контактируя с командой вживую.
В то же время мир отходит от работы «от звонка до звонка», переходя к гибридному режиму. Концепция 3+2, при которой сотрудник находится 3 дня в офисе и 2 дня удаленно или же наоборот, скорее всего, приживется. Большую часть своей работы сотрудник спокойно может выполнять дома или в другом месте, которое он выберет сам. Но те вопросы, которые требуют мозгового штурма, обсуждения или утверждения, должны решаться в офисе.
Цифровая гигиена
Если удаленно мы можем работать, используя гаджеты и социальные сети в перерывах, то при работе с командой – такое поведение нерационально. Отвлекаясь от работы на 2 минуты, мы на самом деле тратим все 25 минут. Исследования профессоров Калифорнийского университета показывают, что человеку необходимо около 23 минут, чтобы снова сосредоточиться на той задаче, которую он делал до перерыва. Помимо этого, ведение личной переписки в мессенджерах параллельно с работой снижает качество выполняемой работы.
Отвлекающие факторы способны изменять наше мышление и развить новые привычки. Например, вы привыкаете постоянно отвлекаться на просмотр ленты в Facebook или чтение новостей в Telegram. Таким образом, многозадачность и социальные сети могут быть вредными для рабочего процесса и мешать вам концентрироваться на работе.
Поэтому если вы хотите сделать нахождение в офисе и взаимодействие с командой эффективным, то возьмите за правило проведение тим-митингов без телефонов и социальных сетей.
На мой взгляд, удаленная работа не так хороша и неминуема, как нам казалось в начале пандемии. Физические офисы и офлайн-встречи не уходят из нашей жизни, не каждый бизнес может позволить себе уйти в онлайн, а мы просто пересматриваем концепты взаимодействия. И я считаю, что эти изменения должны были рано или поздно с нами случиться.
Сакен Жумашев, управляющий партнер KPMG по Центральной Азии