Mastercard провела глобальное исследование «Инсайты восстановления: перезагрузка малого бизнеса», чтобы узнать, каким образом кризис и последующее восстановление повлияли на малые и средние предприятия. Исследование проводилось в 19 странах. Результаты показали, что на пике пандемии уровень продаж у предприятий МСБ отставал от более крупных компаний на 20 процентных пунктов. Однако в 2021 году расходы покупателей восстанавливаются. О результатах исследования центру деловой информации Kapital.kz рассказали в компании Mastercard.
Малые и средние компании показали рост общего объема продаж по всему миру на 4,5% в августе текущего года по сравнению с августом 2020 года, а покупки в сфере электронной коммерции увеличились на 31,4%.
Основываясь на новом индексе эффективности малого бизнеса Института экономики Mastercard, который формируется на базе агрегированной и анонимной покупательской активности в сети Mastercard, исследование «Инсайты восстановления: перезагрузка малого бизнеса» определяет несколько ключевых тенденций:
Закрытие предприятий
Вероятность того, что малые предприятия, которые приостановили деятельность в начале пандемии, не откроются в долгосрочной перспективе, примерно в три раза выше, чем у крупных компаний. Треть таких заведений не возобновила деятельность и через полгода с момента закрытия в апреле 2020 года, и только пятая часть на протяжении года работала без изменений. При этом ситуация в разных странах варьируется: например, в США в течение полугода не работал каждый четвертый малый и каждый двенадцатый крупный ретейлер.
Местоположение
Пользовательские расходы в сегментах малого и среднего бизнеса в центральных деловых районах снизились на 33% по сравнению с 2019 годом, в то время как продажи в небольших пригородных магазинах выросли на 8%. Поскольку люди меньше путешествуют и работающее население все чаще остается дома, малые предприятия в центральных деловых кварталах сталкиваются с падением доходов.
Электронная коммерция
На фоне повсеместных закрытий число предприятий, которые ежемесячно переходят в онлайн, увеличилось в три раза по сравнению с уровнем до пандемии, достигнув максимума в июле 2020 года. Во всем мире отмечается высокий уровень перехода в сторону цифровизации.
Предпринимательство
По сравнению с 2019 годом в 2020-м появилось на треть больше малых и средних предприятий розничной торговли, что почти в 8 раз превышает число открывшихся крупных компаний. В прошлом году во многих странах наблюдался рост численности малого и среднего бизнеса: в России таких предприятий стало больше на 10%, в США - на 86%, в Австралии - на 73%, в Германии прирост составил 62%, в Бразилии - 35%.
Рестораны и жилье
Небольшие гостиницы опередили крупные отели по уровню дохода за два летних сезона – в 2020 и 2021 годах. Такая тенденция объясняется тем, что люди стали больше путешествовать в пределах своих стран и регионов в связи с пандемией, что повлияло на убытки крупных отелей в больших городах. В ресторанном бизнесе небольшие заведения отстали от крупных примерно на 17 процентных пунктов за 2021 год по сравнению с предыдущим годом.
«Поддержка местных предприятий стала объединяющим фактором на протяжении всего периода пандемии. Однако малый бизнес столкнулся с серьезными вызовами на фоне зависимости от местных рынков, цепочек поставок и ограниченного движения денежных средств. Вместе с тем впереди нас ждут новые возможности. Во время пандемии переход к цифровым технологиям стал проблеском надежды – поводом для ускоренного развития предпринимательства и внедрения инноваций», - сказал Бриклин Дуайер, главный экономист Mastercard и глава Института экономики Mastercard.
В компании пояснили, что Институт экономики Mastercard разработал Индекс эффективности малого бизнеса Mastercard для создания более универсальной системы классификации малого и среднего бизнеса. Индекс опирается на управляемый искусственным интеллектом комплексный алгоритм, который определяет уникальные показатели, такие как количество точек, объем продаж и число транзакций, используя обобщенные анонимные данные по платежам в сети Mastercard. В 2020 году Институт экономики Mastercard начал изучать воздействие макроэкономических трендов на пользователей. Команда экономистов, аналитиков и специалистов по обработке данных использует результаты исследований Mastercard – включая исследование Mastercard SpendingPulse™ – и данные третьих сторон для предоставления регулярной отчетности по экономическим вопросам ключевым клиентам, партнёрам и правительствам.