Малые и микропредприниматели Казахстана мало используют современные инструменты бухгалтерского и управленческого учета. Основная масса предприятий по-прежнему ведут учет «на тетрадке» или в программе Excel. Об этом свидетельствуют результаты исследования группы IDF Eurasia (бренды Solva и MoneyMan).
В ходе анализа «Проблема учета для ИП» было рассмотрено, используют ли казахстанские предприятия современные цифровые технологии по управлению финансовыми инструментами и взаимодействию с финансовыми институтами. В опросе приняли участие более 12 тыс. предпринимателей.
Результаты исследования показали, что большая доля участников ведут бизнес «по старинке». Так, 40% участников формируют бюджет бизнеса, расходы и доходы совместно с бухгалтерией в программе Exсel, а 20% респондентов и вовсе фиксируют все доходы и расходы бизнеса письменно - в тетради.
Ассоциация семейного бизнеса Казахстана, которая напрямую работает с ИП, содействует развитию, поддержке и продвижению семейных компаний в Казахстане и Среднеазиатском регионе. Помимо экспертной помощи, ассоциация предлагает предпринимателям инструменты и сервисы для учета и управления бизнесом. В организации, которая также является разработчиком торгово-учетной системы для малого бизнеса, отмечают, что, как правило, предприниматели имеют весьма неточные данные, сколько тратят и зарабатывают, каков оборот компании, соответственно отсутствует и планирование доходов.
Директор Ассоциации семейного бизнеса Казахстана Яна Исакова отмечает, что отсутствие контроля и необходимых аналитических данных, в частности по финансовому, бухгалтерскому, управленческому учету, не дает владельцам бизнеса возможность понимать и видеть ясную картину работы своего предприятия. Малому и среднему бизнесу в первую очередь нужно на цифрах показывать, как работают данные и для чего они нужны. Сколько и в какие промежутки времени они могут заработать, с учетом того, что у МСБ нет опыта использования торгово-учетных систем, поэтому они не понимают, зачем собирать цифры. По словам Яны Исаковой, когда учет ведется в тетрадках, то ни о какой аналитике речи быть не может, тетрадка, листочек или excel-таблица не могут дать понимания аналитики.
По данным IDF Eurasia, только 15% опрошенных предпринимателей применяют более продвинутые инструменты, в частности телефонные приложения для учета бизнеса. При этом 20% используют информацию, предоставленную бухгалтерией, и не ведут собственный анализ бизнеса. 5% участников исследования сообщили, что не делают ежедневный отчет, а финансовые итоги месяца подводят самостоятельно. 15% участников признались, что совсем не пользуются услугами бухгалтера. Вся отчетность в налоговую и фининституты сдается бизнесменами самостоятельно. При этом 45% опрошенных привлекают бухгалтеров-фрилансеров. Только 3% полагают, что при небольшом обороте бизнеса не обязательно проводить учет и нанимать бухгалтера. Оставшиеся 2% пока только начали свой бизнес и еще не сформировали видения по вопросам учета.
Стратегическое планирование в малом и микробизнесе отсутствует полностью, особенно в регионах. Владельцы бизнеса не осознают важность этого направления, необходимость сбора аналитических данных для своей компании. Чаще всего это связано с отсутствием автоматизации бизнеса. 25% предпринимателей не используют базовый инструмент, как систему 1С, ссылаясь на ее дороговизну. При этом 42% рассматривают 1С как программу, которая решает все их проблемы, но не понимают разницы между управленческим и бухгалтерским учетом.
Например, для торговых компаний и магазинов основной показатель прибыльности и успешности бизнеса — это то, сколько бизнес зарабатывает с квадратного метра. Однако мы спросили у 10 ИП, знают ли они эти данные, 9 ответили - нет. Таким образом, большинство предпринимателей даже не знают, что подобный показатель существует.
Анна Максимова, генеральный директор МФО Solva