Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг благоприятно сказывается на процессе производства и качестве тех или иных товаров (услуг), а также способствует формированию справедливых цен. Однако иногда действия предприятий могут проявляться в форме недобросовестной конкуренции, которая запрещена в Казахстане.
В настоящей статье мы рассмотрим основные признаки недобросовестной рекламы и возможные юридические риски, связанные с использованием такой рекламы.
Что такое недобросовестная реклама?
Для повышения покупательского спроса, укрепления имиджа товарных знаков и роста реализации товаров на рынке компании практически всегда используют рекламу. Под рекламой понимается информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме для неопределенного круга лиц. Основной целью рекламы является формирование или поддержание интереса к товарам, товарным знакам, работам, услугам («товары») и способствование их реализации.(1)
Существуют общие требования для рекламы, согласно которым она должна быть достоверной и распознаваемой.(2) Однако не всегда реклама соответствует таким требованиям.
Законодательство относит недобросовестную рекламу к одному из видов ненадлежащей рекламы, ниже приведены определяющие признаки недобросовестной рекламы:
- сравнение рекламируемых товаров с товарами конкурентов;
- содержание высказываний, образов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;
-
введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемой
продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного
знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, либо посредством
злоупотребления их доверием;
- описание товара, которое может
ввести в заблуждение относительно основных характеристик товара.
Например, если реклама искажает информацию о потребительских свойствах
товара;
- дискредитация, унижение или высмеивание лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
-
реклама товаров, запрещенных законом Республики Казахстан (РК).(3) В данную категорию также может входить «скрытая» реклама,
главной целью которой является реклама запрещенной к рекламе продукции,
например, алкогольной, табачной и т.п.
Реклама товара с использованием определенных утверждений
Компании зачастую рекламируют товар, используя определенные утверждения, которые могут указывать на характер, способ изготовления, свойства, пригодность к применению или количество товара, например, такие утверждения, как «100% натуральный продукт». В связи с этим информация, содержащаяся в таком утверждении, должна соответствовать действительности для минимизации рисков его признания в качестве недобросовестной рекламы.
Если компания рекламирует товар с использованием утверждений, которые требуют определенных пояснений, то необходимо обеспечить наличие примечания (дисклеймера) в рекламе такого товара. Например, рекламируемый товар может содержать утверждение о натуральном происхождении продукта, однако на самом деле ингредиенты товара только на 99% натурального происхождения. В таком случае рекламу товара с использованием упомянутого утверждения рекомендуется сопровождать соответствующими примечаниями, которые будут находиться на видном и легко читаемом месте.
Стоит обратить внимание, что потребители и уполномоченные государственные органы вправе запрашивать информацию о рекламируемом товаре у компании. В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце (изготовителе, исполнителе).(4) Иными словами, компании необходимо быть готовой доказать обоснованность используемых утверждений в рекламе при получении соответствующего запроса от заинтересованных лиц через предоставление документов, подтверждающих достоверность использования утверждения. Такими подтверждающими документами могут служить результаты клинических испытаний, маркетинговые исследования, экспертные заключения и т.п.
Например, в рекламе товара компания использовала утверждение «№1 на рынке» без пояснения, что утверждение касается рынка товаров Европы. Когда реклама сообщает о том, что товар является «№1 на рынке» без уточняющей информации, то под этим можно понять, что товар является «№1 на рынке Казахстана». Вместе с тем необходимо отметить, что компания обладает результатами маркетинговых исследований, подтверждающими достоверность утверждения, в отношении только европейского рынка товаров. Таким образом, важная информация в рекламе скрыта от потребителей, так как реклама не содержит ссылок или иных пояснений в отношении утверждения, тем самым вводя потребителей в заблуждение.
Ответственность за недобросовестную рекламу
По Предпринимательскому кодексу, недобросовестной конкуренцией признаются действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, что запрещено в Казахстане.(5) К недобросовестной конкуренции относится, помимо прочего, недобросовестная реклама (6), которая может расцениваться как акт недобросовестной конкуренции.
В случае признания рекламы нарушением требований действующего законодательства Казахстана предусматривается следующая административная ответственность:
- действия, имеющие признаки недобросовестной конкуренции (которая включает в себя недобросовестную рекламу), влекут административный штраф в размере до 1 500 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 4 375 500 тенге; (7)
- введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, или иной обман потребителей, влечет штраф до 50 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 145 850 тенге; (8)
- действия, совершенные в виде недобросовестной и недостоверной рекламы, влекут штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (9)
Кроме того, важно отметить, что реклама на территории Казахстана (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском и русском языках, а также на других языках. (10) Таким образом, перед запуском рекламы компаниям рекомендуется надлежащим образом обеспечить наличие информации в рекламе на казахском и русском языках.
Нарушение установленных законодательством требований к языкам распространения рекламы влечет административный штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (11)
Таким образом, реклама должна соответствовать требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию. Реклама не должна скрывать или преувеличивать сведения о товаре или услуге, то есть должна основываться на соответствующей действительности информации. В этом случае снижаются риски признания рекламы в качестве недобросовестной. В связи с этим перед запуском рекламы рекомендуется провести юридический анализ на предмет ее соответствия требованиям законодательства.(12)
1 п. 1-2 ст. 3 Закона РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»).
2 п. 1 ст. 6 Закона о рекламе.
3 п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.
4 п. 1 ст. 10 Закона РК от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителей»).
5 п. 1 ст. 177 Кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (далее – «Предпринимательский кодекс»).
6 п. п. 5 п. 2 ст. 177 Предпринимательского кодекса.
7 п. 2 ст. 163 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – «КоАП»).
8 п. 1 ст. 190 КоАП.
9 п.п. 1 п. 2 ст. 455 КоАП.
10 п. 2 ст. 6 Закона о рекламе.
11 п. 3 ст. 455 КоАП.
12 Статья носит информационный характер и не призывает читателей к каким-либо действиям.
Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане.
Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане