Что следует знать бизнесу о недобросовестной рекламе?

Основные признаки и возможные юридические риски

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что следует знать бизнесу о недобросовестной рекламе?- Kapital.kz

Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг благоприятно сказывается на процессе производства и качестве тех или иных товаров (услуг), а также способствует формированию справедливых цен. Однако иногда действия предприятий могут проявляться в форме недобросовестной конкуренции, которая запрещена в Казахстане.

В настоящей статье мы рассмотрим основные признаки недобросовестной рекламы и возможные юридические риски, связанные с использованием такой рекламы.

Что такое недобросовестная реклама?

Для повышения покупательского спроса, укрепления имиджа товарных знаков и роста реализации товаров на рынке компании практически всегда используют рекламу. Под рекламой понимается информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме для неопределенного круга лиц. Основной целью рекламы является формирование или поддержание интереса к товарам, товарным знакам, работам, услугам («товары») и способствование их реализации.(1)

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане - Kapital.kz

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане

Существуют общие требования для рекламы, согласно которым она должна быть достоверной и распознаваемой.(2) Однако не всегда реклама соответствует таким требованиям.

Законодательство относит недобросовестную рекламу к одному из видов ненадлежащей рекламы, ниже приведены определяющие признаки недобросовестной рекламы:

- сравнение рекламируемых товаров с товарами конкурентов;
- содержание высказываний, образов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;
- введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, либо посредством злоупотребления их доверием;
- описание товара, которое может ввести в заблуждение относительно основных характеристик товара. Например, если реклама искажает информацию о потребительских свойствах товара;
- дискредитация, унижение или высмеивание лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
- реклама товаров, запрещенных законом Республики Казахстан (РК).(3) В данную категорию также может входить «скрытая» реклама, главной целью которой является реклама запрещенной к рекламе продукции, например, алкогольной, табачной и т.п.

Реклама товара с использованием определенных утверждений

Компании зачастую рекламируют товар, используя определенные утверждения, которые могут указывать на характер, способ изготовления, свойства, пригодность к применению или количество товара, например, такие утверждения, как «100% натуральный продукт». В связи с этим информация, содержащаяся в таком утверждении, должна соответствовать действительности для минимизации рисков его признания в качестве недобросовестной рекламы.

Если компания рекламирует товар с использованием утверждений, которые требуют определенных пояснений, то необходимо обеспечить наличие примечания (дисклеймера) в рекламе такого товара. Например, рекламируемый товар может содержать утверждение о натуральном происхождении продукта, однако на самом деле ингредиенты товара только на 99% натурального происхождения. В таком случае рекламу товара с использованием упомянутого утверждения рекомендуется сопровождать соответствующими примечаниями, которые будут находиться на видном и легко читаемом месте.

Стоит обратить внимание, что потребители и уполномоченные государственные органы вправе запрашивать информацию о рекламируемом товаре у компании. В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце (изготовителе, исполнителе).(4) Иными словами, компании необходимо быть готовой доказать обоснованность используемых утверждений в рекламе при получении соответствующего запроса от заинтересованных лиц через предоставление документов, подтверждающих достоверность использования утверждения. Такими подтверждающими документами могут служить результаты клинических испытаний, маркетинговые исследования, экспертные заключения и т.п.

Например, в рекламе товара компания использовала утверждение «№1 на рынке» без пояснения, что утверждение касается рынка товаров Европы. Когда реклама сообщает о том, что товар является «№1 на рынке» без уточняющей информации, то под этим можно понять, что товар является «№1 на рынке Казахстана». Вместе с тем необходимо отметить, что компания обладает результатами маркетинговых исследований, подтверждающими достоверность утверждения, в отношении только европейского рынка товаров. Таким образом, важная информация в рекламе скрыта от потребителей, так как реклама не содержит ссылок или иных пояснений в отношении утверждения, тем самым вводя потребителей в заблуждение.

Ответственность за недобросовестную рекламу

По Предпринимательскому кодексу, недобросовестной конкуренцией признаются действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, что запрещено в Казахстане.(5) К недобросовестной конкуренции относится, помимо прочего, недобросовестная реклама (6), которая может расцениваться как акт недобросовестной конкуренции.

Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане - Kapital.kz

Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане

В случае признания рекламы нарушением требований действующего законодательства Казахстана предусматривается следующая административная ответственность:

- действия, имеющие признаки недобросовестной конкуренции (которая включает в себя недобросовестную рекламу), влекут административный штраф в размере до 1 500 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 4 375 500 тенге; (7)

- введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, или иной обман потребителей, влечет штраф до 50 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 145 850 тенге; (8)

- действия, совершенные в виде недобросовестной и недостоверной рекламы, влекут штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (9)

Кроме того, важно отметить, что реклама на территории Казахстана (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском и русском языках, а также на других языках. (10) Таким образом, перед запуском рекламы компаниям рекомендуется надлежащим образом обеспечить наличие информации в рекламе на казахском и русском языках.

Нарушение установленных законодательством требований к языкам распространения рекламы влечет административный штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (11)

Таким образом, реклама должна соответствовать требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию. Реклама не должна скрывать или преувеличивать сведения о товаре или услуге, то есть должна основываться на соответствующей действительности информации. В этом случае снижаются риски признания рекламы в качестве недобросовестной. В связи с этим перед запуском рекламы рекомендуется провести юридический анализ на предмет ее соответствия требованиям законодательства.(12)

1 п. 1-2 ст. 3 Закона РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»).
2 п. 1 ст. 6 Закона о рекламе.
3 п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.
4 п. 1 ст. 10 Закона РК от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителей»).
5 п. 1 ст. 177 Кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (далее – «Предпринимательский кодекс»).
6 п. п. 5 п. 2 ст. 177 Предпринимательского кодекса.
7 п. 2 ст. 163 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – «КоАП»).
8 п. 1 ст. 190 КоАП.
9 п.п. 1 п. 2 ст. 455 КоАП.
10 п. 2 ст. 6 Закона о рекламе.
11 п. 3 ст. 455 КоАП.
12 Статья носит информационный характер и не призывает читателей к каким-либо действиям.

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане. 
Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Коментарии
Отправить
Новости партнеров:
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Введите номер своего сотового телефона и пароль.
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Введите номер своего сотового телефона. Мы отправим вам код доступа, который будет действителен в течение суток.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона для смены пароля
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.