USD
450.80₸
-2.140
EUR
486.77₸
-2.270
RUB
4.88₸
-0.020
BRENT
83.31$
+0.080
BTC
51424.80$
-77.500

Что следует знать бизнесу о недобросовестной рекламе?

Основные признаки и возможные юридические риски

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что следует знать бизнесу о недобросовестной рекламе?- Kapital.kz

Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг благоприятно сказывается на процессе производства и качестве тех или иных товаров (услуг), а также способствует формированию справедливых цен. Однако иногда действия предприятий могут проявляться в форме недобросовестной конкуренции, которая запрещена в Казахстане.

В настоящей статье мы рассмотрим основные признаки недобросовестной рекламы и возможные юридические риски, связанные с использованием такой рекламы.

Что такое недобросовестная реклама?

Для повышения покупательского спроса, укрепления имиджа товарных знаков и роста реализации товаров на рынке компании практически всегда используют рекламу. Под рекламой понимается информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме для неопределенного круга лиц. Основной целью рекламы является формирование или поддержание интереса к товарам, товарным знакам, работам, услугам («товары») и способствование их реализации.(1)

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане - Kapital.kz

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане

Существуют общие требования для рекламы, согласно которым она должна быть достоверной и распознаваемой.(2) Однако не всегда реклама соответствует таким требованиям.

Законодательство относит недобросовестную рекламу к одному из видов ненадлежащей рекламы, ниже приведены определяющие признаки недобросовестной рекламы:

- сравнение рекламируемых товаров с товарами конкурентов;
- содержание высказываний, образов, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;
- введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, либо посредством злоупотребления их доверием;
- описание товара, которое может ввести в заблуждение относительно основных характеристик товара. Например, если реклама искажает информацию о потребительских свойствах товара;
- дискредитация, унижение или высмеивание лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
- реклама товаров, запрещенных законом Республики Казахстан (РК).(3) В данную категорию также может входить «скрытая» реклама, главной целью которой является реклама запрещенной к рекламе продукции, например, алкогольной, табачной и т.п.

Реклама товара с использованием определенных утверждений

Компании зачастую рекламируют товар, используя определенные утверждения, которые могут указывать на характер, способ изготовления, свойства, пригодность к применению или количество товара, например, такие утверждения, как «100% натуральный продукт». В связи с этим информация, содержащаяся в таком утверждении, должна соответствовать действительности для минимизации рисков его признания в качестве недобросовестной рекламы.

Если компания рекламирует товар с использованием утверждений, которые требуют определенных пояснений, то необходимо обеспечить наличие примечания (дисклеймера) в рекламе такого товара. Например, рекламируемый товар может содержать утверждение о натуральном происхождении продукта, однако на самом деле ингредиенты товара только на 99% натурального происхождения. В таком случае рекламу товара с использованием упомянутого утверждения рекомендуется сопровождать соответствующими примечаниями, которые будут находиться на видном и легко читаемом месте.

Стоит обратить внимание, что потребители и уполномоченные государственные органы вправе запрашивать информацию о рекламируемом товаре у компании. В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце (изготовителе, исполнителе).(4) Иными словами, компании необходимо быть готовой доказать обоснованность используемых утверждений в рекламе при получении соответствующего запроса от заинтересованных лиц через предоставление документов, подтверждающих достоверность использования утверждения. Такими подтверждающими документами могут служить результаты клинических испытаний, маркетинговые исследования, экспертные заключения и т.п.

Например, в рекламе товара компания использовала утверждение «№1 на рынке» без пояснения, что утверждение касается рынка товаров Европы. Когда реклама сообщает о том, что товар является «№1 на рынке» без уточняющей информации, то под этим можно понять, что товар является «№1 на рынке Казахстана». Вместе с тем необходимо отметить, что компания обладает результатами маркетинговых исследований, подтверждающими достоверность утверждения, в отношении только европейского рынка товаров. Таким образом, важная информация в рекламе скрыта от потребителей, так как реклама не содержит ссылок или иных пояснений в отношении утверждения, тем самым вводя потребителей в заблуждение.

Ответственность за недобросовестную рекламу

По Предпринимательскому кодексу, недобросовестной конкуренцией признаются действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, что запрещено в Казахстане.(5) К недобросовестной конкуренции относится, помимо прочего, недобросовестная реклама (6), которая может расцениваться как акт недобросовестной конкуренции.

Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане - Kapital.kz

Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане

В случае признания рекламы нарушением требований действующего законодательства Казахстана предусматривается следующая административная ответственность:

- действия, имеющие признаки недобросовестной конкуренции (которая включает в себя недобросовестную рекламу), влекут административный штраф в размере до 1 500 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 4 375 500 тенге; (7)

- введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, или иной обман потребителей, влечет штраф до 50 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 145 850 тенге; (8)

- действия, совершенные в виде недобросовестной и недостоверной рекламы, влекут штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (9)

Кроме того, важно отметить, что реклама на территории Казахстана (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском и русском языках, а также на других языках. (10) Таким образом, перед запуском рекламы компаниям рекомендуется надлежащим образом обеспечить наличие информации в рекламе на казахском и русском языках.

Нарушение установленных законодательством требований к языкам распространения рекламы влечет административный штраф в размере до 400 МРП (для субъектов крупного предпринимательства), что составляет 1 166 800 тенге. (11)

Таким образом, реклама должна соответствовать требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию. Реклама не должна скрывать или преувеличивать сведения о товаре или услуге, то есть должна основываться на соответствующей действительности информации. В этом случае снижаются риски признания рекламы в качестве недобросовестной. В связи с этим перед запуском рекламы рекомендуется провести юридический анализ на предмет ее соответствия требованиям законодательства.(12)

1 п. 1-2 ст. 3 Закона РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»).
2 п. 1 ст. 6 Закона о рекламе.
3 п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.
4 п. 1 ст. 10 Закона РК от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителей»).
5 п. 1 ст. 177 Кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (далее – «Предпринимательский кодекс»).
6 п. п. 5 п. 2 ст. 177 Предпринимательского кодекса.
7 п. 2 ст. 163 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – «КоАП»).
8 п. 1 ст. 190 КоАП.
9 п.п. 1 п. 2 ст. 455 КоАП.
10 п. 2 ст. 6 Закона о рекламе.
11 п. 3 ст. 455 КоАП.
12 Статья носит информационный характер и не призывает читателей к каким-либо действиям.

Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане. 
Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.