Почти 86% опрошенных руководителей в Казахстане уверены в росте доходов своей компании в перспективе 12 месяцев и трех лет. Об этом говорится в ежегодном опросе первых руководителей компаний. В проекте PwC приняли участие 5050 руководителей частного бизнеса из 100 стран. В Казахстане в этом году в исследовании принял участие 71 топ-менеджер, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Основные выводы исследования:
- 65%
респондентов в Казахстане ожидают роста мировой экономики;
- пандемия
и другие кризисы в области здравоохранения отмечены как самые серьезные угрозы
для бизнеса;
- Украина
появилась в списке важных стран для развития бизнеса в Казахстане;
- казахстанский
бизнес планирует увеличить инвестиции в проекты по устойчивому развитию и
инициативы ESG (экология, социальное развитие, корпоративное управление).
Оптимистичные ожидания казахстанских респондентов по росту мировой экономики достигли максимальных показателей за последние девять лет: 65% руководителей разделяют такую высокую долю оптимизма. Согласно глобальному опросу, 76% мировых бизнес-лидеров ожидают, что в 2021 году темпы экономического роста ускорятся.
«Практически все отрасли частного бизнеса были вынуждены преодолевать испытания, терять доходы и адаптироваться к управлению бизнесом в условиях жестких ограничений. Но респонденты отмечают, что за период локдауна удалось провести масштабную оптимизацию бизнес-процессов, модернизировать производство, избавиться от «неликвида», наладить удаленный формат работы сотрудников», - указывается в исследовании.
CEO в Казахстане нацелены активно продолжать цифровую трансформацию бизнеса для увеличения производительности, при этом они отмечают уязвимость перед кибератаками и распространением дезинформации. Именно с этим связаны растущие инвестиции компаний в кибербезопасность и защиту персональных данных.
Руководители выделили и ряд угроз, влияющих на бизнес. Сильную обеспокоенность вызвали пандемия и кризисы в области здравоохранения (69%), которые провоцируют чрезмерное регулирование со стороны государства, на втором месте – дефицит квалифицированных кадров (59%), в частности, отмечается острая нехватка IT-специалистов, технических инженеров на рынке и отсутствие прогрессивных управленческих кадров. В списке угроз бизнесу также значатся волатильность валютных курсов и отсутствие определенности в отношении перспектив экономического роста, которые серьезным образом влияют на капитализацию бизнеса. Многие бизнесмены обеспокоены неопределенностью налоговой политики в Казахстане. Более половины респондентов (51%) отметили, что будут вынуждены пересмотреть структуру затрат в своих компаниях, если в стране произойдут изменения в налоговой политике, направленные на сдерживание роста государственного долга и пополнения госбюджета.
Большие дискуссии вызвала тема взаимодействия бизнеса и государства. В качестве приоритетных задач для государства руководители ведущих компаний Казахстана видят развитие инфраструктуры, в том числе, цифровой, а также создание предсказуемой макроэкономической среды. По мнению бизнеса, это базис, который позволит выстроить эффективную логистику, оптимизировать цепочки поставок и выйти на определенный уровень технологичности. Развитие цифровой инфраструктуры будет способствовать прозрачности ведения бизнеса.
Россия, Узбекистан, Китай и США были отмечены в качестве стран с высоким потенциалом для развития бизнеса, по мнению казахстанских предпринимателей. Впервые в этом списке оказалась Украина (13%).
Ведущие бизнесмены страны также поделились своими взглядами по вопросу экологической составляющей бизнеса. Большинство сошлись во мнении, что сохранение эффективного баланса между краткосрочными экономическими потребностями и долгосрочными экологическими целями маловероятно (37%). Предприниматели считают, что при всей правильности многих государственных инициатив по части экологии, страдает их реализация. При этом бизнес готов продолжать инвестировать в устойчивое развитие и инициативы в области ESG (экология, социальное развитие, корпоративное управление). Многие расценивают деятельность в этом направлении как реализацию миссии и стратегии своей компании, помощь будущему поколению. Крупные компании уже осуществляют долгосрочные социальные инициативы по минимизации выбросов, энергозатрат, помощи местным сообществам.
Интервью с руководителями в Казахстане были
проведены с ноября 2020 года по февраль 2021 года.