USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.34$
-0.240
BTC
98932.50$
+888.600

Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными

Отрасль назвали одной из стратегических и намерены создать условия для ее развития

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными- Kapital.kz

В Казахстане не так много примеров коммерчески успешных проектов в креативной индустрии, считают эксперты и участники рынка. Но потенциал отрасли недооценен в силу разных причин. Государству важно создавать условия, не вмешиваясь в творчество, уточняют представители индустрии. 

Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству проработать перспективы комплексного развития инфраструктуры поддержки этой сферы. «Объем креативной отрасли в ряде развитых государств достигает 10% ВВП. В целом креативная индустрия является одним из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики», - сказал президент и акцентировал внимание на роли талантливой молодежи в создании индустрии.

Ранее маслихат Алматы поддержал предложение акима Бакытжана Сагинтаева создать коммунальное государственное учреждение «Управление креативных индустрий». «Мегаполис постоянно интегрирует в себя креативных, талантливых и уникальных людей с нестандартным мышлением, а наличие современных цифровых инструментов умножает динамику роста. Поэтому была принята Стратегия развития креативной индустрии. Вместе с тем для становления креативного сегмента необходима интегративная поддержка государства, в задачи которого входит координация работы, всестороннее содействие и системное развитие потенциала», - пояснили в акимате. 

Что необходимо сделать, чтобы креативный бизнес в стране развивался, как монетизировать творческие идеи и кто может инвестировать в компании индустрии - об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с экспертами.     

Как креативным бизнес-проектам заинтересовать инвесторов?

Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными 603081 - Kapital.kz

Наталья Малярчук, старший советник Kesarev Consulting Kazakhstan: 

Инвесторы приходят не на идею или благое намерение, а в работающую среду. Таким образом можно увидеть потенциал развития рынка и понять, стоит ли инвестировать. В Казахстане, и Алматы в частности, есть достойные примеры.  Например,  «Артишок», который стал центром развития современного театра и самостоятельно функционирующим полноценным бизнес-проектом.

Сегодня именно подобные проекты могут стать тем фундаментом, который даст толчок развитию той самой креативной индустрии. Сейчас, в период пандемии именно они оказались под всей тяжестью удара запретительных мероприятий и нуждаются в поддержке со стороны властей города.

Сфера творческих индустрий действительно особенная. Инвесторы/меценаты приходят в нее не под программу или стратегию, а под конкретный проект, человека. Роль властей вижу в создании условий, не вмешиваясь в процесс творчества. Нормальные условия налогообложения, поддержка с проведением мероприятий, др. К сожалению, в мире нет примеров, когда директивное развитие творчества было успешным.

Во всем мире творческие индустрии субсидируются и поддерживаются государством, всячески защищаются. В Казахстане тоже это возможно. И здесь не в одних налогах дело, нужен целый комплекс мер поддержки. При этом необходимо отдавать себе отчет, что культура не развивается в несвободе. Свобода творчества очень важна. Уверена, что культура и искусство Казахстана имеют большой экономический потенциал, главное - не переусердствовать.

Краудфандинг способен поддержать креативные проекты?

Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными 603088 - Kapital.kz

Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК:

Краудфангдинг - это вообще великое изобретение, которое часто помогало нам. Когда  запускается механизм сбора с помощью этого инструмента, сложно рассчитывать на какие-то великие деньги, способные покрыть все затраты. Но когда люди скидываются от 500 тенге и сбор денег становится народным, то это помогает вокруг процесса запустить интерес к проекту более сильных партнеров. И наш опыт показал, что рядом с тем, кто скинул 1000 тенге, может появиться и тот, кто закинул 1000 долларов.

Мы реализовали 5 краудфандинговых проектов разной сложности и разного финансового объема. Это такой «спасательный круг», когда ты «тонешь» и думаешь, за что ухватиться и по возможности максимально долго продержаться на плаву. Потому что это не только финансовая, но и моральная поддержка людей, оказывающих эту помощь. Когда ты понимаешь, что твое искусство и творчество нужны не только тебе одному, а многим другим. Но есть абсолютно выверенная схема того, как должен работать краудфандинг. И если ее не понимать и если в этом не разбираться, то можно и шишек набить, и получить еще одно разочарование.

Наш театр действительно можно назвать примером успешного бизнес-проекта в креативной индустрии. Театр работает, он успешен, и не короткими промежутками времени, а постоянно. Но наше бизнес-планирование очень простое: мы стараемся соблюдать баланс коммерческих проектов и спектаклей, которые мы делаем, потому что хотим высказаться на ту или иную тему. Последний фактор действует сильнее любого бизнес-плана. Мы часто не имеем ответа, будет ли прибыльным проект или нет, или почему мы бросаем все силы и делаем спектакль, за который скорее всего ничего не получим. Такое «поведение» не соответствует правилам бизнеса. Моя философия, которой я могу поделиться со всеми, кто работает в креативной индустрии, заключается во вложении максимальных человеческих и профессиональных ресурсов в ремесло. Знать, что, вероятно, ни государство, ни великий спонсор тебе не помогут. Искренне делать то, что тебе нравится. Не искать крайних в своих проблемах. Есть всегда ниши, которые никем не заняты. Рынок может о них просто не догадываться и задача - показать аудитории весь спектр возможностей. И это то, что будет привлекать людей на спектакль.

Какая помощь компаниям из креативной индустрии действительно сегодня нужна?


Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными 603095 - Kapital.kz

Артур Абубакиров, эксперт по привлечению инвестиций, советник  ректора Международного университета туризма и гостеприимства:

Снижение таможенных пошлин, помощь в защите интеллектуальной собственности, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий за рубежом, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий, формирование национального образа – все это поможет нам превратить культуру в экономические ресурсы. Вовремя разглядеть, поддержать, продвинуть и коммерциализировать проект – вот простая «производственная» линейка, если хотите.

За последние три года, работая в сфере привлечения инвестиций и поддержки бизнеса, я сталкивался с разными, как принято сейчас выражаться, кейсами. И наблюдал, как перспективные идеи, не получая поддержки внутри страны, становились объектами пристального интереса потенциальных зарубежных покупателей. И считаю это упущением на фоне усиленного роста мирового креативного сектора, где эксперты отмечают высокую добавленную стоимость и создание новых рабочих мест. Ведь созидание такого продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений.

Используя именно термин «креативный», в первую очередь надо понимать, что речь идет именно о необходимости производства идей, их продвижении и коммерциализации. Отсюда  вытекает и основная трудность таких компаний – коммерциализация творчества. Казахстанцы творческие люди, но монетизировать такие идеи, увы, в стране только учатся.

Государство сегодня поддерживает творческие инициативы, но все они настолько тривиальны – это гранты, информационное сопровождение, помощь в организации различных мероприятий и т. д. Но «креативщики» должны, по крайней мере, попытаться воспользоваться теми условиями, что государство создает для них. К примеру, как можно им использовать привилегии МФЦА, о которых бизнес-среда в целом наслышана. Я лично принимал участие в подготовке предложений по улучшению механизмов защиты как прав инвесторов, так и участников инвестиционного рынка, в том числе и интеллектуальной собственности, что применительно к креативным индустриям имеет первостепенное значение.

Почему мировые корпорации активно вкладывают в проекты креативной индустрии?

Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными 603102 - Kapital.kz

 Ольга Веселова, куратор, «Евразийский Культурный Альянс»:

Крупные корпорации или отдельные города сами поддерживают многие культурные проекты, инициативы и институции, так как именно они создают креативную атмосферу и развивают потребителя. Креативный продукт – это сложный продукт с добавочной стоимостью, к которому потребителя нужно готовить. Например, еще пять-десять лет назад о казахстанском дизайне, как о продукте, говорили только профессионалы, а потребитель не видел в этом ничего ценного. А сегодня многие делают выбор в пользу именно казахстанского продукта.

Само желание государства поддержать только нарождающийся креативный бизнес в нашей стране является хорошей новостью. Но кроме обещанных мер необходимо четко сформулировать, что такое креативная индустрия в Казахстане. Важно помнить, что часто эффект от каких-либо инициатив в креативной экономике не прямой. Город, вкладывая в такой фестиваль, как ARTBAT FEST, стимулирует человеческий поток для ресторанов, магазинов, гостиниц, не говоря уже о том, что предоставляет качественный культурный контент для горожан и возможность для их творческой реализации.

На сегодня в креативной индустрии Алматы есть много задач, которые сложно решить на городском уровне. Многие из них относятся к проблемам республиканского масштаба или связаны с законодательством страны. Так, к примеру, очень важно на республиканском уровне обновить Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который на данном этапе не включают большинство креативных видов бизнеса. Отчасти именно из-за этого, к примеру, в Казахстане нет полного исследования рынка креативных индустрий. Ни участникам индустрии, ни тем, кому она интересна, непонятно, на каких данных строить прогнозы, рассчитывать потенциал рынка. Мы скорее оперируем своим опытом и ощущением, или опытом западных стран.

Если говорить ближе о развитии современного искусства, как области креативной экономики, то тут очень важен Закон о меценатстве, который бы простимулировал такое направление, как коллекционирование. Казахстанский арт-рынок еще только на стадии формирования и помимо популяризации приобретения предметов искусства, важно сохранять, каталогизировать или развивать современное искусство в стране.

В этом году Музей Помпиду приобрел работу казастанских художников Елены и Виктора Воробьевых для свой постоянной коллекции. И теперь у европейцев есть возможность познакомиться с творчеством казахстанских выдающихся авторов. А есть ли такая возможность у казахстанцев? Нет, так как музея современного искусства в Казахстане ни одного нет. В Алматы нет площадок даже для продажи арт-продуктов. Мы своими силами создали онлайн-каталог современного искусства Казахстана qazart.com с возможностью приобретения работ. В нем собрано чуть больше 30 художников, что очень мало, и проекту нужна поддержка для развития и расширения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.