Бизнес предполагает постоянное решение разного рода вопросов. Специалисты группы IDF Eurasia (бренды МФО Solva и Moneyman.kz) провели исследование о том, с каким основными трудностями сталкиваются предприниматели в Казахстане.
Основные сложности у казахстанских предпринимателей возникают при поиске новых сотрудников и привлечении клиентов, об этом сообщил 21% опрошенных. Каждый пятый бизнесмен испытывает сложности связанные с бухгалтерией и документооборотом.
Также, трудности возникают в вопросах аренды, закупке оборудования, организации рабочих мест и т.д. Часто предпринимателям сложно наладить работу с подрядчиками и поставщиками, а также увеличить продажи.
Для каждого второго владельца бизнеса эти процессы сопровождаются постоянным стрессом. Только 16% респондентам удается преодолевать его и трудности.
Однако есть и те, для кого решение проблем не составляет труда. Каждый пятый опрошенный не испытывает напряжения при возникновении проблем в бизнесе.
Бизнес-препятствия
Основные трудности у большинства опрошенных появились в первый год работы, данный факт отметили 76% бизнесменов. При этом у 21% предпринимателей проблемы с бизнесом возникли только через год работы.
Согласно исследованию, периодически со сложностями в бизнесе сталкивается 45% опрошенных. Каждый третий опрошенный лишь изредка сталкивается с трудностями в работе. Регулярные трудности в бизнесе возникают у 9% опрошенных предпринимателей. При этом в последнюю категорию входят опрошенные в возрасте 46-55 лет и старше - 43% опрошенных.
Причины беспокойств
Результаты исследования показывают, что предприниматели меньше всего беспокоятся о коммуникации с клиентами и продвижении своих товаров и услуг. Более половины опрошенных предпринимателей (54%), до карантина предпочитали продвигать бизнес без рекламы в интернете. Ситуация несколько изменилась после. Так, 70% респондентов все же стали использовать социальные сети в качестве продвижения во время карантина.
Стоит отметить, что многие предприниматели-участники исследования сталкиваются с проблемами уже на первых этапах работы. По данным опроса, четверть бизнесменов находят сложности при выборе онлайн-площадки для продвижения.
Трудности при выборе инструментов продвижения для роста продаж и работы с ними, испытывает каждый пятый предприниматель, также обстоят дела и с определением целевой аудитории бизнеса.
Стоит отметить, что 28% опрошенных, работающих оффлайн, считают продвижение в интернете неэффективным. Четверть из них не видит своей целевой аудитории в онлайн-пространстве.
Однако каждая вторая компания, работающая также и в интернете, нанимает для продвижения отдельного специалиста. При этом 41% бизнесменов предпочитает заниматься этим самостоятельно. Только 21% бизнесменов считают эту деятельность приоритетной, и создают специальный отдел и привлекают команду специалистов.
Согласно данным исследования, предприниматели из северных регионов, чаще других испытывают проблемы с бизнесом. Примечательно, что на этот регион приходится наибольшая доля предпринимателей от общего числа респондентов — 41%, при этом 38% респондентов работают по найму, а 21% самозанятые.
«Начинающим предпринимателям нужно осваивать новые профессии при запуске своего дела, в том числе, изучать маркетинг и рекламу, чтобы знать, где и какими инструментами продвигать товары или услуги. Безусловно, в сейчас есть масса возможностей эффективно это сделать. Но информации настолько много, что человеку, который никогда прежде не занимался маркетингом, справиться с таким объемом непросто. В связи с этим происходит у многих сбой в операционных процессах», - говорит бизнес-коуч Алия Арманова.
Она отмечает, что после неудачного опыта в продвижении, предприниматели больше не решаются рисковать.
«Ко мне обращаются большое количество предпринимателей, которые вообще не хотят продвигать свой продукт в интернете, просто потому, что не умеют и не знают, где этому научиться», - добавила Алия Арманова.
Далида Давлятшина, операционный директор группы IDF Eurasia в Казахстане