Глава ОЮЛ «Ассоциация упаковщиков Казахстана» Батырбек Аубакиров в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал, обсуждается ли вопрос создания единого оператора на рынке переработчиков сырья и к чему приведет введение пошлины на ввоз полимера. Окончательное решение по пошлине должно быть принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 4 сентября 2020 года.
- Батырбек, ранее вы говорили, что в августе Евразийская экономическая комиссия должна рассмотреть вопрос введения пошлины на ввоз полимерного сырья из стран, не входящих в ЕАЭС. На каком этапе находится обсуждение этого вопроса?
- Решение о введении 6,5%-ной пошлины было поддержано большинством участников Коллегии Евразийской экономической комиссии. Окончательное решение по пошлине должно быть принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 4 сентября 2020 года. Насколько мне известно, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и НПП «Атамекен» против введения пошлины, мы поддерживаем их.
- Ранее вы говорили, что Россия является единственным производителем полимерного сырья в ЕАЭС. И были ситуации, когда российские заводы не могли в полном объеме удовлетворить спрос со стороны казахстанских переработчиков. Но, по данным «Маркет Репорт», уровень потребления линейного полиэтилена низкой плотности (ЛПЭНП) странами ЕАЭС оценивается на уровне 367 тыс. тонн в год, что более чем в 1,5 раза меньше производимого объема. Получается, что риск нехватки сырья из России исключается.
- Согласен, такой риск нивелируется. Но, как я говорил ранее, введение пошлины на линейный полиэтилен негативно скажется на казахстанских производителях упаковки. Им станет невыгодно покупать сырье в Швейцарии, Саудовской Аравии, Южной Корее, Иране, которое они также используют при выпуске упаковки. Ведь если пошлина будет введена, то линейный полиэтилен станет дороже на 6,5%. Из-за введения импортной пошлины на линейный полиэтилен казахстанские производители упаковки будут ограничены в выборе поставщиков. Ведь у нас в стране не производится такое сырье.
Вы правильно заметили, что единственным поставщиком полимерного сырья в ЕАЭС является Россия. По словам казахстанских производителей упаковки, которые входят в нашу Ассоциацию, российское сырье по сравнению с западным дешевле на 15%. Качество сырья из России также не уступает качеству сырья из Швейцарии или Ирана.
Между тем, как я говорил ранее в интервью Kapital.kz, есть риск, что производители упаковки из Узбекистана могут заполонить наш рынок своей продукцией. Потому что узбекские предприятия смогут, как и прежде, приобретать полимерное сырье в любой стране по нулевой ставке пошлины, например, когда в ЕАЭС повысили таможенную пошлину на ввоз полипропилена с 0% до 6,5%. После этой меры в течение пяти лет в Узбекистане было построено 30 заводов по выпуску мешкотары и биг-бегов, которые уже сейчас теснят казахстанских производителей.
Текущая нулевая импортная пошлина на все виды полимерного сырья будет стимулировать российских производителей такого сырья повышать его качество, сокращать свои издержки для удешевления производства. То есть на рынке должна быть свободная конкуренция среди поставщиков сырья, а при введении пошлины получается, что будет создана благоприятная среда не для производителей готовой продукции ЕАЭС, а нефтехимических заводов России. Повторюсь, в Казахстане нет предприятий, выпускающих полимерное сырье.
- Но ведь есть и плюсы сотрудничества с российскими производителями…
- Положительные стороны, конечно, есть. Во-первых, при покупке полипропилена в России снижаются валютные риски, так как сырье приобретается за рубли. Рубль менее волатильная валюта, чем, например, доллар. Во-вторых, за счет того, что Россия входит в ЕАЭС, доставка товара из этой страны осуществляется более оперативно, чем, например, из Южной Кореи.
- Еще в 2015 году планировалось создать единого оператора, который бы собирал заявки от мелких производителей упаковки Казахстана на поставку линейного полиэтилена и формировал бы единую заявку. Но эту идею отклонили большинство членов вашей Ассоциации. Поднимается ли сейчас вопрос создания такого оператора?
- Насколько мне известно, этот вопрос уже не обсуждается. Есть мнение, что именно Ассоциация упаковщиков Казахстана была инициатором создания единого оператора. Но это не так, идея запуска единого оператора исходила со стороны производителей полимерного сырья Татарстана. Она была озвучена в июне 2015 года в Алматы на Второй ежегодной международной конференции «Нефтепереработка и нефтехимия Центральной Азии», имеется соответствующий Протокол. Предполагалось, что с помощью единого оператора татарстанские производители полимерного сырья (в том числе ПАО «Нижнекамскнефтехим») смогут более тесно сотрудничать с казахстанскими производителями упаковки. Этот факт подтверждает и выписка из Протокола по итогам проведения Второй ежегодной международной конференции «Нефтепереработка и нефтехимия Центральной Азии» от 18 июня 2015 года.
«Национальной палате предпринимателей РК совместно с казахстанскими предприятиями-переработчиками проработать вопрос целесообразности формирования общей заявки на поставку татарстанских пластиков через единого оператора с разбивкой по потребителям», - говорится в выписке из Протокола.
Согласно выписке из Протокола переговоров представителя Ассоциации упаковщиков Казахстана с представителями ПАО «Нижнекамскнефтехим» (Республика Татарстан) от 11.07.2019, планировалось, что единый оператор организует склады в четырех городах Казахстана (Нур-Султане, Алматы, Караганде и Атырау) для хранения постоянных запасов сырья для переработчиков и обеспечения их сырьем «по звонку». Оператор будет закупать продукцию на условиях предоплаты и распределять ее по переработчикам в соответствии с заявками». Согласно выписке из Протокола переговоров от 11.07.2019, было решено, что ПАО «Нижнекамскнефтехим» будет предлагать ЛПЭНП по ценам ниже предложений импортных поставщиков.
Создать единого оператора планировалось для того, чтобы мелкие перерабатывающие компании могли приобретать полимерное сырье по доступным ценам. Например, если им необходимо купить небольшой объем линейного полиэтилена, например, 10 тонн, то в таком объеме нефтехимические предприятия могли не принять заявку. Для того чтобы все-таки получить сырье в таком количестве, мелкие переработчики могли бы объединиться с другими заводами и подать одну заявку через единого оператора». Эта мера снизила бы цену на полимерное сырье для мелких заводов.