USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.22$
+0.030
BTC
104796.00$
-1191.000

Компании сферы ретейла за месяц ЧП потеряли 120 млрд тенге

Какова ситуация в розничной торговле и как менялось поведение покупателей во время карантина, выяснила Nielsen Kazakhstan

Share
Share
Share
Tweet
Share
Компании сферы ретейла за месяц ЧП потеряли 120 млрд тенге- Kapital.kz

Больше половины отечественных компаний не могут выполнять свои обязательства из-за кризиса, разгоревшегося в результате пандемии коронавируса. Сильно пострадал ретейл, который формирует 17% ВВП страны. За время действия карантина компании сферы розничной торговли потеряли 120 млрд тенге. Об этом во время онлайн-конференции рассказала коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Уже сейчас более 3 тыс. предпринимателей Казахстана обратились за помощью в Нацпалату «Атамекен» в связи с кризисом из-за пандемии коронавируса. 54% собственников бизнеса не могут исполнять свои обязательства по оплате аренды и выплате зарплаты сотрудникам. Страдает и розничная торговля, которая составляет 17% ВВП страны. Всего лишь за месяц действия режима ЧП она потеряла 120 млрд тенге», - сообщила Мадина Сейсенгалиева, ссылаясь на данные НПП.

Чтобы понять, в какой ситуации оказался отечественный ретейл, команда Nielsen Kazakhstan провела массовое исследование среди покупателей с 30 марта по 5 апреля. В результате выяснилось, что 81% респондентов обеспокоен ситуацией с коронавирусом, в частности, возрастающими рисками для их здоровья, поскольку число зараженных увеличивается, рассказала Мадина Сейсенгалиева. Вместе с тем половина опрошенных переживает о своем личном благосостоянии, росте цен на товары и услуги. Перспектива трудоустройства беспокоит только пятую часть респондентов, но стоит ожидать, что в ближайшие недели этот показатель будет расти, добавила спикер.

«Распространение вируса привело к тому, что 56% опрошенных чаще закупали дезинфицирующие средства для дома и личного пользования, 45% закупали продукты впрок. Несмотря на все неудобства изоляции, 66% опрошенных считают, что меры правительства правильные, а 25% думает, что эти меры недостаточно жесткие, поэтому их нужно усилить», - продолжила она.

При этом половина респондентов считает, что риск распространения вируса в Казахстане достаточно высокий, и ожидает, что эпидемия продлится в стране в следующие 3,5 месяца. Поэтому 96% участников исследования предполагают, что последствием карантина станет экономический кризис в стране, который затянется на 1,5 года. И данные Агентства по статистике показывают, что эти опасения небезосновательны, заметила Мадина Сейсенгалиева

«К текущему кризису, а можно смело утверждать, что это кризис, мы подошли в гораздо более худшем состоянии, чем к кризису 2014-2015 годов. Розничный товарооборот, который и без того был у отметки ноль, имеет все шансы скатиться в отрицательную зону. Уже сегодня мы видим, что нынешний кризис отличается от своих предшественников тем, что его катализатором являются не экономические или политические факторы, а мировая пандемия, которая давно не была в фокусе внимания экономистов», - сказала она.

Здоровье, как источник беспокойства людей, вышло на первое место, к тому же информация сейчас распространяется молниеносно через соцсети и мессенджеры, чего не происходило в предыдущие кризисы, отметила Мадина Сейсенгалиева. И это значит,  скорость изменения покупательского поведения будет высокой. Текущий кризис усугубляется падением цен на нефть и девальвацией национальной валюты, таким образом, степень проникновения кризиса в экономику является беспрецедентной, продолжила спикер.

И команда Nielsen Kazakhstan отследила, как менялось поведение покупателей в ответ на введение карантина. Для аналитики, которая была сделана по неделям, использовалась информация ключевых розничных сетей.

«За неделю до введения ЧП, то есть когда стало известно о первых случаях заражения в Казахстане, у покупателей уже были панические настроения продажи, в результате продажи в секторе FMCG выросли на 58% в сравнении с такой же неделей в прошлом году», - рассказала Мадина Сейсенгалиева.

За неделю до начала карантина наибольшим спросом пользовались товары, которыми можно запастись впрок: средства личной гигиены, длительного хранения (лапша, порошковые супы). Далее – в течение первой недели ЧП - продажи по многим категориям товаров продолжили увеличиваться, весь рынок FMCG вырос на 51% в сравнении с тем же периодом 2019 года, сообщила спикер.

«Показали в первую очередь рост товары для уборки дома, приготовления еды. Во вторую неделю карантина, когда стремительно росло число зараженных в стране, сегмент FMCG сбавил темпы рост - 31% в сравнении с прошлым годом», - продолжила Мадина Сейсенгалиева.

В это время лидерами продаж в розничной торговле стали джин (+155%), макаронные изделия (+111%) и овощи (+93%). Если первая реакция покупателей заключалась в том, чтобы закупить больше всего для ограничения контакты с людьми, то на третьей неделе карантина, то есть с 30 марта, потребители уже стали покупать то, что может доставить им удовольствие во время изоляции. Наблюдался рост продаж таких товаров, как чипсы (+91%), увлажняющие маски для лица (+75%), соусы (+69%).

«Карантин вывел на первый план три базовые потребности покупателей: приготовленная дома еда, усиленная личная гигиена, товары  для удовольствия. И забота о внешности ушла на второй план - наряду со средствами для снятия макияжа, дезодорантами падение показали средства для бритья», - заметила Мадина Сейсенгалиева.  

Введение ЧП, закрытие торговых центров, запрет на массовые мероприятия влияют на сферу услуг и уводят покупателя в онлайн. Кроме того, запрет на путешествия перевернет рынок туризма, и в этом есть определенные плюсы для экономики, потому что деньги, которые покупатель планировал потратить за границей, останутся в Казахстане, заметила она.

«Но встает вопрос о том, сколько денег будет у населения, если безработица продолжит расти», - сказала Мадина Сейсенгалиева.

На основе опыта стран, в которых коронавирус появился раньше, чем в Казахстане, можно сделать вывод, что ажиотажный спрос на товары FMCG длится 3-4 недели, добавила спикер. В ближайшее время стоит ожидать, что всплеск продаж, который был в Алматы и Нур-Султане, произойдет в регионах Казахстана. Так же стоит обратить внимание на продажи продукцию в категориях, смежных с теми, на которые приходится основной потребительский спрос. Например, в связи с частым использованием мыла и антисептических средств стоит ожидать увеличения продаж крема для рук, и таких примеров много.

«Забота о здоровье становится новой необходимостью покупателей и мы можем предположить что она будет актуальной для них еще долгий срок. Поэтому для производителей сейчас самое время изменить маркетинговую коммуникацию, обращая внимание покупателей на антисептические свойства своей продукции. А так же задуматься о запуске новых продуктов, которые будут поддерживать здоровье людей», - заключила Мадина Сейсенгалиева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.