Больше половины отечественных компаний не могут выполнять свои обязательства из-за кризиса, разгоревшегося в результате пандемии коронавируса. Сильно пострадал ретейл, который формирует 17% ВВП страны. За время действия карантина компании сферы розничной торговли потеряли 120 млрд тенге. Об этом во время онлайн-конференции рассказала коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Уже сейчас более 3 тыс. предпринимателей Казахстана обратились за помощью в Нацпалату «Атамекен» в связи с кризисом из-за пандемии коронавируса. 54% собственников бизнеса не могут исполнять свои обязательства по оплате аренды и выплате зарплаты сотрудникам. Страдает и розничная торговля, которая составляет 17% ВВП страны. Всего лишь за месяц действия режима ЧП она потеряла 120 млрд тенге», - сообщила Мадина Сейсенгалиева, ссылаясь на данные НПП.
Чтобы понять, в какой ситуации оказался отечественный ретейл, команда Nielsen Kazakhstan провела массовое исследование среди покупателей с 30 марта по 5 апреля. В результате выяснилось, что 81% респондентов обеспокоен ситуацией с коронавирусом, в частности, возрастающими рисками для их здоровья, поскольку число зараженных увеличивается, рассказала Мадина Сейсенгалиева. Вместе с тем половина опрошенных переживает о своем личном благосостоянии, росте цен на товары и услуги. Перспектива трудоустройства беспокоит только пятую часть респондентов, но стоит ожидать, что в ближайшие недели этот показатель будет расти, добавила спикер.
«Распространение вируса привело к тому, что 56% опрошенных чаще закупали дезинфицирующие средства для дома и личного пользования, 45% закупали продукты впрок. Несмотря на все неудобства изоляции, 66% опрошенных считают, что меры правительства правильные, а 25% думает, что эти меры недостаточно жесткие, поэтому их нужно усилить», - продолжила она.
При этом половина респондентов считает, что риск распространения вируса в Казахстане достаточно высокий, и ожидает, что эпидемия продлится в стране в следующие 3,5 месяца. Поэтому 96% участников исследования предполагают, что последствием карантина станет экономический кризис в стране, который затянется на 1,5 года. И данные Агентства по статистике показывают, что эти опасения небезосновательны, заметила Мадина Сейсенгалиева
«К текущему кризису, а можно смело утверждать, что это кризис, мы подошли в гораздо более худшем состоянии, чем к кризису 2014-2015 годов. Розничный товарооборот, который и без того был у отметки ноль, имеет все шансы скатиться в отрицательную зону. Уже сегодня мы видим, что нынешний кризис отличается от своих предшественников тем, что его катализатором являются не экономические или политические факторы, а мировая пандемия, которая давно не была в фокусе внимания экономистов», - сказала она.
Здоровье, как источник беспокойства людей, вышло на первое место, к тому же информация сейчас распространяется молниеносно через соцсети и мессенджеры, чего не происходило в предыдущие кризисы, отметила Мадина Сейсенгалиева. И это значит, скорость изменения покупательского поведения будет высокой. Текущий кризис усугубляется падением цен на нефть и девальвацией национальной валюты, таким образом, степень проникновения кризиса в экономику является беспрецедентной, продолжила спикер.
И команда Nielsen Kazakhstan отследила, как менялось поведение покупателей в ответ на введение карантина. Для аналитики, которая была сделана по неделям, использовалась информация ключевых розничных сетей.
«За неделю до введения ЧП, то есть когда стало известно о первых случаях заражения в Казахстане, у покупателей уже были панические настроения продажи, в результате продажи в секторе FMCG выросли на 58% в сравнении с такой же неделей в прошлом году», - рассказала Мадина Сейсенгалиева.
За неделю до начала карантина наибольшим спросом пользовались товары, которыми можно запастись впрок: средства личной гигиены, длительного хранения (лапша, порошковые супы). Далее – в течение первой недели ЧП - продажи по многим категориям товаров продолжили увеличиваться, весь рынок FMCG вырос на 51% в сравнении с тем же периодом 2019 года, сообщила спикер.
«Показали в первую очередь рост товары для уборки дома, приготовления еды. Во вторую неделю карантина, когда стремительно росло число зараженных в стране, сегмент FMCG сбавил темпы рост - 31% в сравнении с прошлым годом», - продолжила Мадина Сейсенгалиева.
В это время лидерами продаж в розничной торговле стали джин (+155%), макаронные изделия (+111%) и овощи (+93%). Если первая реакция покупателей заключалась в том, чтобы закупить больше всего для ограничения контакты с людьми, то на третьей неделе карантина, то есть с 30 марта, потребители уже стали покупать то, что может доставить им удовольствие во время изоляции. Наблюдался рост продаж таких товаров, как чипсы (+91%), увлажняющие маски для лица (+75%), соусы (+69%).
«Карантин вывел на первый план три базовые потребности покупателей: приготовленная дома еда, усиленная личная гигиена, товары для удовольствия. И забота о внешности ушла на второй план - наряду со средствами для снятия макияжа, дезодорантами падение показали средства для бритья», - заметила Мадина Сейсенгалиева.
Введение ЧП, закрытие торговых центров, запрет на массовые мероприятия влияют на сферу услуг и уводят покупателя в онлайн. Кроме того, запрет на путешествия перевернет рынок туризма, и в этом есть определенные плюсы для экономики, потому что деньги, которые покупатель планировал потратить за границей, останутся в Казахстане, заметила она.
«Но встает вопрос о том, сколько денег будет у населения, если безработица продолжит расти», - сказала Мадина Сейсенгалиева.
На основе опыта стран, в которых коронавирус появился раньше, чем в Казахстане, можно сделать вывод, что ажиотажный спрос на товары FMCG длится 3-4 недели, добавила спикер. В ближайшее время стоит ожидать, что всплеск продаж, который был в Алматы и Нур-Султане, произойдет в регионах Казахстана. Так же стоит обратить внимание на продажи продукцию в категориях, смежных с теми, на которые приходится основной потребительский спрос. Например, в связи с частым использованием мыла и антисептических средств стоит ожидать увеличения продаж крема для рук, и таких примеров много.
«Забота о здоровье становится новой необходимостью покупателей и мы можем предположить что она будет актуальной для них еще долгий срок. Поэтому для производителей сейчас самое время изменить маркетинговую коммуникацию, обращая внимание покупателей на антисептические свойства своей продукции. А так же задуматься о запуске новых продуктов, которые будут поддерживать здоровье людей», - заключила Мадина Сейсенгалиева.