В 1950-х годах серферы Калифорнии стали прикручивать колесики к своим доскам и кататься по городу. Волны на Тихом океане были не всегда, а кататься им хотелось каждый день, так появились первые скейтборды. Катались серферы-изобретатели в основном в пустых бассейнах, там же они научились делать первые трюки.
Логическим развитием этого экстремального вида спорта стали скейт-парки, которые начали строить некоторые предприимчивые бизнесмены, разглядевшие хорошие коммерческие перспективы в появившейся субкультуре. После целые корпорации начали производить скейты, кроссовки, шлемы и другое защитное обмундирование, а спортивные каналы стали транслировать соревнования по скейтбордингу. Так появилась целая индустрия.
В Казахстане пока нет пула специалистов, которые в массовом порядке проектировали и монтировали бы скейт-парки, хотя запрос на них в стране есть, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz директор ТОО Cash and port Андрей Журавлев. Со своей командой он создает их уже более 8 лет и знает, как делать этот бизнес.
- Андрей, почему именно скейт-парки?
- 16 лет назад я начал заниматься скейтбордингом, организовывал соревнования по этому и другим видам экстремального спорта. И комьюнити, которое до сих пор сохранилось, дало мне направление для создания бизнеса. В 2012 году по рекомендации одного из знакомых мне позвонил человек и попросил спроектировать и построить для него скейт-парк рядом с моллом «Апорт». На тот момент в Казахстан завозили уже готовые конструкции из России, своих инженерных конструкций у нас не было. Поскольку по образованию я строитель и на тот момент много лет занимался скейтбордингом, то знал, какими должны быть конструкции и как следует соблюдать технику безопасности при конструировании и монтаже.
- Что из себя представляют ваши парки?
- Они состоят из трамплинов –
это специальные горки с заездами - разных граней, парапетов и перил, по которым
можно скользить. Скейт-парк, по сути, имитирует городской ландшафт, но он
безопасен и используется для того, чтобы отработать большой объем трюков и
потом продемонстрировать их на соревнованиях по скейтбордингу. Скейт-парк - это не
какая-то стандартная конструкция, как, например, футбольное поле. Каждый проектируется
таким образом, чтобы не повторялся другой парк, соревнования в одном и том же
скейт-парке не проводятся. Чаще всего для каждого соревнования изготавливается
отдельная площадка.
- Получили ли вы какое-то специальное образования, чтобы заниматься конструированием, когда решили начать этот бизнес?
- Как я сказал, мне очень помогло мое техническое образование, плюс я изучил гигабайты экспертных видео на эту тему, разобрался во всех технических параметрах, международных стандартах безопасности для роликовых площадок, испытаний.
- Сколько проектов вы создали?
- Я сконструировал и построил 17 скейт-парков: в Нур-Султане – 2, Жезказгане – 2, Уральске – 1, Атырау - 1, Павлодаре – 1, Алматы – 5, Каскелене - 1, Капшагае – 1, в поселке под Нур-Султаном – 1, Лисаковске - 1, Туркестане - 1.
- Много времени приходится тратить на один парк?
- Минимум 2 недели, максимум месяц. Если заказ поступает в горячий сезон, то есть летом, тогда на проект уходит больше времени, поскольку у меня в этот период большая загруженность.
- Что самое важное при проектировании?
- Например, мне звонят и говорят, есть такая-то площадка, хотим построить скейт-парк, и спрашивают, что я могу предложить. Я создаю два-три варианта: для начинающих атлетов, для среднего и для продвинутого уровня. Отправляю заказчику свои планы, а он уже выбирает. Очень важна безопасность конструкций: поручни на парапетах должны быть выше метра, это необходимо для того, чтобы, если вдруг кто-то делает трюк и не успел его завершить, спортсмен не слетел с парапета. Или в случае когда кто-то на старте вдруг не решился съехать с конструкции, должна быть площадка, чтобы он мог отойти назад и дать проехать другому спортсмену. Вообще, при проектировании каждой отдельной конструкции существуют индивидуальные характеристики, которые надо учитывать и делать безопасными.
- Вы сказали, что есть стандарты испытаний конструкций, как вы их тестируете?
- Во-первых, я использую дорогие строительные материалы. Во-вторых, максимально усиливаю каркас конструкций. Если трюки совершает скейтбордист, каркас должен выдержать мотоциклиста.
- То есть вы увеличиваете степень нагрузки?
- Да, потому что при ударе вес скейтбордиста увеличивается.
- Вы сказали, что используете дорогие материалы, из чего вы строите?
- Использую влагостойкую антискользящую фанеру из деревьев лиственных пород, металл для каркаса. Отдельно хочу сказать про асфальтное покрытие. Я не видел, чтобы у нас в стране положили новый бетон, а на следующий год он не отщелкнулся. Так вот, для скейт-парков нужен мелкозернистый асфальт либо бетон со специальными присадками, которые не дадут влаге попасть в него. Кроме того, асфальтное покрытие должно быть идеально гладким и без уклона.
- Этим тоже вы занимаетесь?
- Покрытие уже должно быть на том месте, где будет смонтирован скейт-парк, асфальтированием я не занимаюсь. Я создаю конструкции, доставляю их на место и делаю монтаж. Если асфальтное покрытие плохое, то это чревато травмами. Кроме того, при проектировании нужно самому быть спортсменом и знать, какой радиус наклона конструкции нужно соблюсти, чтобы совершать трюки. Также важно учитывать уровень развития данного спорта в регионе, если уровень подготовки атлетов низкий, то ставить там большой скейт-парк будет травмоопасно.
- Сколько вам приходится тратить на стройматериалы?
- Зависит от сезона, от курса валюты.
- Вы недавно построили парк в Капшагае, в какую сумму обошлась покупка материалов?
- Это коммерческая тайна, но могу сказать в общем. На небольшой скейт-парк придется потратить не менее 2-2,5 млн тенге. В эту сумму входят покупка стройматериалов, зарплата команде.
- А если я захочу заказать вам небольшой скейт-парк, то сколько должна буду заплатить?
- В каком-нибудь городском парке скейт-парк обойдется в 3 млн тенге – это будет комплекс из 6 конструкций, из них 3 небольшие и 3 средние.
- А на чем зарабатывают скейт-парки?
- Иногда их заказывают для города, тогда это некоммерческий парк. А если бизнесмен заказывает, то зарабатывает на входном билете, плюс на продаже запчастей, на сервисном обслуживании оборудования для трюков, на прокате защиты и общепите.
- Им, наверное, нужно сервисное обслуживание?
- Конечно, потому что фанерное покрытие держится 2-3 года, а потом влага начинает проникать вовнутрь, и ее покрытие нужно менять. На металлический каркас гарантия 10-15 лет, но за ним все равно нужно следить, подтягивать болты, например, подкрашивать. Если много отлетит, то вся конструкция начнет разбалтываться, это опасно.
- Экипировка для занятия скейтбордингом дорогая?
- С нынешним курсом - да. В 2005 году полный комплект – скейтборд, колеса, все запчасти – я покупал в США за 14 тыс. тенге. Это был профессиональный, хороший комплект, сейчас среднего качества будет стоить 80-100 тыс. тенге.
- Как думаете, что мешает активному развитию скейтбординга в Казахстане?
- Я думаю ничего не мешает. Экстремальные виды спорта - это уже часть жизни современной молодежи. Плюс скейтбординг и BMX включены в олимпийскую программу. По моим прогнозам, через год-два в каждом городе Казахстана будут стоять скейт-парки.