Казахстанский частный сектор работает в условиях режима ЧП. В связи с угрозой распространения коронавируса уже приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, фитнес-центров, салонов красоты и вещевых рынков. О том, как пытается выжить бизнес в условиях борьбы с вирусом, а также о мерах поддержки предпринимателей в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель директора по правовым вопросам Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Чингиз Темиров.
На фоне борьбы с вирусом в Нацпалате уже создан оперативный штаб для обращений предпринимателей, чей бизнес пострадал от пандемии. Из 3 тыс. позвонивших и пришедших бизнесменов 70% работают в сфере услуг: салоны красоты, центры развития, частные детские сады, фитнес-центры и спортивные секции. Сегодня все эти учреждения закрыты и соответственно теряют деньги, а ведь они должны платить за аренду помещений, коммунальные услуги и зарплату сотрудникам. Кроме того, у них есть обязательства перед партнерами.
«Сейчас всерьез страдает общепит, в частности бизнесмены, которые работают в сфере школьного питания. Когда школьников отправили по домам, досрочно объявив каникулы, у них сразу упал спрос. Соответственно предприниматели не собрали деньги для покрытия аренды», – рассказал Чингиз Темиров. В связи с этим Нацпалата обратилась к правительству с предложением приостановить выплаты, признав нынешнюю ситуацию форс-мажорной.
- Чингиз, что делать, когда вопрос коммерческой аренды касается двух частных лиц?
- В таком случае оба являются заложниками ситуации. Как правило, арендатор и арендодатель могут быть членами Нацпалаты, то есть помогать нужно двум субъектам. Недавно к нам обратились собственники детских игровых комнат в одном из ТРЦ столицы. Они заранее произвели оплату на полгода вперед. А тут вдруг объявили карантин, и деятельность запрещена постановлением правительства. «Как нам быть?! – спрашивают они. В первую очередь попытаться договориться. С одной стороны, детская развлекательная комната, с другой – большой развлекательный центр. Крупный бизнес где-то может пойти на уступку, поэтому надо провести переговоры.
- Какую реальную помощь вы готовы оказать предпринимателям?
- Если арендодатель не идет на уступки, то начнется суд. Сегодняшняя ситуация с карантином расценивается на уровне форс-мажора. Если предприниматель обратится во Внешнюю торговую палату (дочерняя организация Нацпалаты), то может получить справку-свидетельство о наступлении форс-мажорных обстоятельств, которая позволит нивелировать сложившуюся негативную финансовую ситуацию непосредственно в самом суде.
- Арендодатель тоже бизнесмен, который терпит убытки на сдаче недвижимости. Притом, что его кредитные и налоговые расходы никто не отменял. Как быть с ними?
- Безусловно, у арендодателя может быть кредит в банке. Поэтому мы предлагаем именно для арендодателей временно заморозить все обязательства по кредитам, ввести налоговые послабления, чтобы можно было полностью прекратить пока взимание арендной платы на период карантина. Арендодатели также могут рассчитывать на выдачу справок о наступлении форс-мажорных обстоятельств, чтобы избежать имущественной ответственности или добиться некоторых послаблений перед налоговыми органами. Мы готовы принять и выслушать каждого предпринимателя и для этих целей усилим работу наших юридических подразделений.
- Как обстоят дела с объектами бизнеса на региональном уровне?
- Насколько мне известно, небольшие кафе и рестораны в областях продолжают свою работу. Единственное, что у них появились, так это обязательства по усилению дезинфекционных мер. Для крупных объектов, где проводятся спортивно-массовые, культурные мероприятия, конечно, действует такой же запрет, как и в городе. Но мы будем ходатайствовать о возможных послаблениях для бизнеса в регионах, который тоже пострадал из-за коронавируса. В условиях COVID-19 всерьез страдает также средний и крупный бизнес страны. В частности, по информации НПП «Атамекен», множество обращений в оперативный штаб поступает от производственных компаний.
- С какими проблемами столкнулись производственники?
- К нам обратилось предприятие, которое заключило контракт с китайской стороной на экспорт мясной продукции в КНР из Акмолинской области. Однако запрет на перемещение через госграницу поставил эту компанию в тупик. В то время как китайская сторона готова покупать по неплохой цене нашу мясную продукцию, на нашей границе не дают ее вывозить. Притом, что на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, куда предполагалось осуществлять экспорт, на данный момент, по информации закрытых источников, коронавирусной инфекции нет.
- С 15 марта приостановлена работа МЦПС «Хоргос». Что насчет других направлений?
- Несмотря на то, что закрыт Хоргос, между Алматинской областью и КНР есть и другие таможенные посты, через которые можно осуществлять поставки товаров. Но откровенно скажу, что ранее к нам поступала информация о том, что есть какие-то ограничения на границе с Российской Федерацией, а Узбекистан вообще закрыл свою госграницу. Хотя президент уже поставил точку в этом вопросе – на товаропоток ограничения не распространяются, поэтому данная проблема снята.
- Как бизнесу адаптироваться под новые реалии в условиях коронавируса внутри страны?
- Возможно, нужно активнее переходить в онлайн-режим работы. Общепит может сконцентрироваться на доставке еды, потому что люди будут стараться не выходить из дома. Насколько мы знаем, компании, которые работаю на фудкортах ряда ТРЦ, уже запустили услугу по доставке еды до двери. Мы готовы делиться практиками, в НПП есть соответствующие специалисты. Все могут к нам обращаться.
- А как быть другим? Салоны красоты и детсады не могут работать онлайн?
- К сожалению, в сфере услуг есть проблема. Но будем надеяться, что режим ЧП не затянется дольше запланированного срока (до 15 апреля 2020 года – Ред.). Поэтому в середине апреля работу можно будет возобновить. Банки в свою очередь сумеют приостановить обязательства по кредитам, не станут начислять пени и штрафы.
- На что надеяться простым работникам, которые остались без работы и зарплат в компаниях?
- Во время простоя предусмотрена минимальная заработная плата, во многих случаях можно работать удаленно. На фоне коронавируса работа на удаленке приобретает все большую актуальность, в том числе в Казахстане. Сотрудники многих компаний могут работать онлайн, по видеосвязи, по телефону. Конечно, я не говорю, что это панацея, но это предложение по альтернативной работе.
- Президент объявил, что на поддержание отечественных предпринимателей и создание новых рабочих мест будет выделено не менее 300 млрд тенге. Куда следует направить эти средства?
- Я полагаю, что эти деньги нужно в первую очередь направить на нивелирование имущественных обязательств предпринимателей – друг перед другом, перед банками, перед госбюджетом.