Женщин-предпринимательниц в Шымкенте с каждым годом становится все больше. Из 68 тысяч бизнесменов 26 352 – дамы, а это 41%. «Малый и средний бизнес локомотивно движут в Шымкенте женщины, это факт. Регион стал кузницей кадров для развития женского предпринимательства. Женщина в бизнесе надеется только на себя», – считает член президиума НПП РК «Атамекен», председатель Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» Ляззат Рамазанова. В женском бизнесе, говорят эксперты, вообще многое зависит от мотивации. Среди достойных примеров ведения дела руководители фармацевтического предприятия, учебного центра, семейно-врачебной амбулатории, строительной компании, обширной сети кондитерских, фабрики по выпуску носков.
С чего начинается женский бизнес
Женское предпринимательство в Шымкенте уже основательно стоит на ногах, теперь нужно научиться идти вперед.
«Если прийти на любое мужское предприятие и сказать, тебе дадут господдержку и льготные кредиты, то у них сразу включается в голове бизнес-машина. Они уже знают, где и как собрать остатки и оборотку подтянуть. Это не про женщин. Женщина четко знает, что сначала она должна заплатить налоги, оплатить кредит, затем коммуналку и только после этого подумает, сможет ли какие-то средства двинуть в производство. Это особенность женская», – сказала во время первого женского бизнес-форума в Шымкенте Ляззат Рамазанова.
«Прорывом года» опытные бизнес-леди назвали четверых своих молодых коллег; Наргизу Керимбаеву оценили за то, что в кратчайшие сроки показала успешный запуск магазина; модельер Жанна Байтелиева не только поставила на поток разработку модных нарядов, но и достойно представила коллекцию своего дома моды в Москве; владелица бренда «ARUA» Гаухар Насырова развивает текстильное производство на самом высоком уровне, ведь полотенца и постельное белье ее производства появляются на прилавках крупных магазинов; а хозяйка уникальной марки «Balausa» Мария Мариккызы со своими ювелирными украшениями уже замахнулась на выход на европейский рынок.
«Вообще, неожиданно это награждение. Я рада, что наш труд оценивается, значит, за динамикой роста нашей компании специалисты смотрят. Мы делаем ювелирные украшения из серебра и золота. Сейчас выходим на европейский рынок. В будущем хотели бы построить мировую сеть. У нас производство со стадии дизайна до конечного продукта. В Казахстане мы уже стали производителем № 1, но мы равняемся на зарубежных изготовителей. Сегодня выпускаем в месяц 50 кг украшений, но хотим дойти до тонн», – рассказывает Мария Мариккызы.
Лучшими стартапами признаны компании по выпуску экосумок, спортивной одежды, цех по изготовлению полуфабрикатов. Все они уже делают обороты и платят налоги, но теперь к ним будет приковано особое внимание. Говорят, что зачастую стартапы закрываются в первые три года работы, поэтому переживать трехлетний кризис новичкам будут помогать более опытные бизнес-дамы.
Куда податься за финансами
На форуме эксперты рассказали, как и где найти деньги на раскрутку своей идеи. Предлагают не задаваться вопросами, какую бы нишу занять, а делать именно то, чего желает душа, мол, это же женское предпринимательство. А вот найти финансирование для проекта сейчас не проблема, считает руководитель палаты предпринимателей Шымкента Нурлан Кабиштаев. В последние годы правительство и так не экономит на развитии женского бизнеса. Гранты можно получить, например, по государственной программе «Дорожная карта бизнеса-2025». Здесь 3 млн тенге выдают на безвозмездной и безвозвратной основе. Кредиты до 10 млн тенге можно получить и через АО «Народный банк». Есть и другие предложения, которыми могут воспользоваться женщины.
«Для самозанятых и молодежи реализуется программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек». Кредиты выдаются от 4 до 6% до 7 лет. Также выделяются государственные гранты в размере до 200 МРП тем, кто планирует начать стартап. Речь идет о проектах «Бастау Бизнес» и «Жас қәсіпкер». Кроме того, палата предпринимателей оказывает нефинансовые услуги: бухгалтерские, консультации юриста, составление бизнес-плана и другие», – рассказывает Нурлан Кабиштаев.
Каждая женщина может пройти обучение в бизнес-школе, где ей помогут понять азы предпринимательства, маркетинга, налогообложения. Возможны даже стажировки в Германии или привлечение специалистов на свое предприятие. Положительные примеры уже есть. По официальным данным, в прошлом году в бизнес-школе по проекту «Бизнес-советник» обучились 397 женщин, «Бизнес-рост» – 128, «Проектное обучение» – 56, «Жас қәсіпкер» – 773, «Бастау бизнес» – 1915. В итоге это позволило запустить 3478 стартапов, причем авторами 65% из них были женщины.
«К примеру, по программе «Бизнес-бастау» прошли обучение около 2 тыс. девушек, а 80% из них получили гранты. Но это нельзя считать производством. Самозанятыми – да, но это не производство. Да, они могут купить швейную машинку и начать шить, но у них опыта нет. Поэтому мы сейчас инициируем, чтобы объединить их в кооперативы. Объединить 5-7 человек и наладить цепочку сбыта. Не брендовую одежду, конечно, выпускать, но, например, шарфики, прихватки, простыни. Это все очень нужно», – говорит председатель Совета деловых женщин РПП Шымкента Алма Архабаева.
Таким способом опытные предпринимательницы хотят объединить начинающих производителей продукции в сфере «бьюти», «намсхана», швейной продукции и кулинарии. Говорят, пекарям это будет особо необходимо, ведь не дело сейчас выпекать на кухне у себя дома. Нормы санитарной безопасности никто не отменял и к организации пекарен подходить нужно особо серьезно. Впрочем, объединение начинающим предпринимательницам нужно не только для выстраивания цепочки выпуска и сбыта. Суммирование сил позволит избежать ошибок и трудностей с запуском стартапа.
«Первая проблема, с которой обращаются женщины, это финансирование. Но когда ты начинаешь разбираться, то оказывается, проблема не в отсутствии ресурсов на самом деле, ведь инструментов финансирования огромное количество. Сейчас каждый третий банк работает с инструментами поддержки женского предпринимательства, и стартапы финансируются. Вопрос в том, что женщины сами не готовы к тому, чтобы привлекать эти ресурсы, например, документооборот не соответствует. Бывает, есть залог, а документы неправильно оформлены. Но нужно понимать, что если ты берешь деньги, то несешь ответственность за товар. Необходимо всего лишь поправить документы и сдать в указанный законом срок. Это нормально. Но многим начинающим предпринимательницам не хватает зрелости, я бы сказала», – высказывает свою точку зрения Алма Архабаева.
Найти ошибки и помочь их исправить шымкентским бизнес-леди и помогает Совет деловых женщин. Они же и заметили закономерность – 95% стартапов закрываются в первые три года работы. И причина, говорят, не только в финансах, но и в отсутствии знаний о ведении бизнес-процессов и управления коллективом.
«Мы в этом году обучили за 8 месяцев 4 тысячи человек. Нам предстоит еще много работы. В первый год они получат финансирование, а мы предлагаем женщин еще и сопровождать, объединять их. Многим из нас на первом этапе нужна мотивация, чтобы подсказали. Мотиваторами должны быть те, кто скажет: «Я прошел, и ты сможешь. Это и есть наша задача», – говорит Алма Архабаева.
Внимание успешные бизнес-леди намерены обратить и на тех, кто работает в сфере услуг и торговли. Говорят, государственные программы зачастую эту отрасль бизнеса обходят стороной. Мол, все лавры достаются производственникам, а ведь продавать тоже кто-то должен. Причем из 100% предпринимательниц около 40% занимаются именно услугами и торговлей. Как говорят владелицы успешных бизнес-проектов, открывать нужно то дело, которое тебе нравится, и конкуренты будут не страшны.