О том, как законодательные новшества повлияют на деятельность малого и микробизнеса в текущем году в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов.
- Айтуар, поясните, пожалуйста, какие нововведения в деятельности малого и микробизнеса были приняты с начала года?
- Из последних нововведений стоит отметить два главных события – это объявленный мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, а также освобождение данных субъектов от основных видов налоговых платежей – подоходного, социального и единого земельного налогов на три года.
Надо отметить, что наши коллеги по Центрально-Азиатскому региону, например Узбекистан, тоже ввели похожие моратории для микробизнеса. В этой связи, чтобы не терять конкурентоспособность в регионе и стимулировать отечественных предпринимателей, Казахстан своевременно предпринял эти два важных шага.
Что предполагают эти меры? В первую очередь снижение нагрузки на бизнес, изменение оснований для проверок, а также введение института профилактического контроля (это та же самая проверка, но по результатам которой нельзя наказать и применить санкций, то есть в случае выявления нарушений контролирующий орган предоставляет субъекту месяц для их устранения). Можно сказать, что такие инструменты в своем роде уникальны в регионе.
- По вашей оценке, какое количество предпринимателей по РК и в частности Алматы затронет мораторий на проверки?
- Мораторий затронет субъекты микробизнеса, численность работников которых меньше 15 человек с годовым доходом до 30 тыс. МРП, и малого бизнеса с персоналом до 100 человек с годовым доходом до 300 тыс. МРП.
Это более 1 млн субъектов предпринимательства – порядка 97% категории малого и микробизнеса по Казахстану, в том числе по Алматы около 187 тысяч предпринимателей из 196 тысяч.
- При этом, насколько мне известно, существует огромный ряд исключений.
- Да, существует 11 ограничений, на которые не распространяется мораторий, но на самом деле они коснутся не такого большого количества субъектов, не более 15% от общего числа. Кроме того, они обоснованы.
Например, мораторий не коснется проверок, направленных на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, общественному порядку и т.п., также проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, органов прокуратуры, таможенных проверок, разного рода налоговых проверок, проверок недропользователей и так далее.
Необходимо отметить, что мораторий не является стопроцентным, поскольку вопросы безопасности, а также законности никогда не будут отменены, и государственные органы продолжат отслеживать ситуацию, но уже без проведения бездумных и многочисленных проверок, зачастую не приносящих каких-либо результатов, а только отвлекающих сами эти органы и бизнес от выполнения своих основных задач.
- Каких результатов государство ожидает от моратория?
- Прежде всего, эффекта стимулирования бизнеса. Если отталкиваться от результатов последнего моратория на проверки субъектов МСБ в 2014 году, то можно констатировать значительный рост количества зарегистрированных субъектов МСБ. Например, в тот же год только за первые шесть месяцев их число приросло на 57 741 единицу (в том числе юридические лица – на 7 105, индивидуальные предприниматели – на 48 202). Кроме того, темпы роста активных субъектов за полугодие превысили среднегодовые темпы роста за последние 9 лет почти вдвое. Соответственно увеличилось количество занятых в секторе, был зафиксирован рост объемов продукции, производительности труда и многое другое. Все это можно посмотреть в отчетах Комитета по статистике МНЭ РК.
Еще одно подтверждение «отложенного» положительного влияния моратория на экономику Казахстана видится нам в динамике поступления налогов и платежей в государственный бюджет РК.
К тому же я бы упомянул и еще об одном немаловажном факторе – психологическом. Ведь все понимают, что когда к предпринимателю приходят с проверкой, особенно в первые дни его деятельности, это влияет на его эмоциональный настрой, вплоть до того, что он может отказаться от идеи бизнеса. Но если предприниматель видит, что государство оказывает ему какую-то поддержку, то тогда он больше концентрируется на своем деле, которое в результате обещает стать эффективным.
- В начале разговора вы также упомянули об освобождении субъектов малого и микробизнеса от основных видов налоговых платежей. На кого не распространяется эта мера?
- На субъекты, осуществляющие деятельность на основе общеустановленного порядка налогообложения, а также на налогоплательщиков, осуществляющих производство и оптовую реализацию подакцизной продукции; по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке; аудиторскую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность кредитных бюро; охранную деятельность; деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему; проведению лотереи; деятельность в сфере игорного бизнеса; деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; деятельность в сфере недропользования; реализацию полезных ископаемых, деятельность по реализации угля, нефти; розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута; внешнеэкономическую деятельность, и, конечно, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
- Тем временем нововведения коснулись и бизнесменов, использующих налоговый режим на основе патента?
- Да, с начала этого года Налоговым кодексом перечень видов деятельности, при которых можно использовать патент, сокращен до 32.
При этом предпринимателям, осуществляющим такие виды деятельности по патенту, уже необходимо с 1 января 2020 года производить денежные расчеты с применением контрольно-кассовых машин.
Вместе с тем, если предприниматель ранее использовал патент, не относящийся к вышеуказанным видам деятельности, то ему нужно было заблаговременно перейти на другой режим налогообложения. Например, специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, общеустановленный порядок налогообложения.
- Из перечня исключены виды деятельности, относящиеся к сфере торговли?
- Да, этот вопрос долго обсуждался общественностью, есть и его сторонники, и противники. В данной сфере из-за больших оборотов необходим учет на каждой стадии. Поэтому с целью сокращения теневой экономики и была принята такая мера. Но время покажет.
- Однако среди работающих по патенту значатся носильщики на рынках, вокзалах и т.д. Насколько для таких предпринимателей целесообразно производить расчеты с применением контрольно-кассовых машин?
- Установленный перечень видов деятельности давно обсуждался на уровне рабочих групп, специальных ассоциаций и так далее. Раз такой проект прошел, значит стороны его одобрили. Конкретно по данному виду деятельности я не смогу прокомментировать, потому что необходимо понимать специфику этого бизнеса.
- Вы сказали, что предпринимателям, ранее использовавшим патент, но с нового года не попавшим в упомянутый вами перечень видов деятельности, необходимо было заблаговременно перейти на другой режим налогообложения. А если кто-то не успел по каким-то причинам?
- Если предприниматель не успел до 31 декабря 2019 года перейти самостоятельно, то в автоматическом режиме он будет переведен на общеустановленный режим деятельности с уплатой налогов в размере 10% от полученного дохода. После чего в течение года он не сможет изменить режим работы.
При этом на предпринимателей, осуществляющих деятельность в общеустановленном порядке, не распространяется мораторий на проведение проверок со стороны контролирующих органов, вводимый на три года в 2020 году, а также освобождение от уплаты отдельных видов налогов.
Кроме того, необходимо отметить, что вышеперечисленные изменения затронут предпринимателей, приостановивших свою деятельность, а также тех, кто указал, что занимается «прочими видами деятельности». В данном случае им также нужно было подать заявление о переходе со специального режима «патент» на режим на основе упрощенной декларации.