USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Миллениалы в мире VUKA

Ретейл уже не будет прежним, потому что потребители стали другими

Share
Share
Share
Tweet
Share
Миллениалы  в мире VUKA- Kapital.kz

Ситуация в секторе FMCG (товары ежедневного потребления) изменилась, поскольку производители, продавцы и потребители начали жить в новой реальности VUKA – это неопределенность и нестабильность на рынке, когда изменения и инновации проникают в нашу жизнь быстрее, чем раньше. Как теперь развиваться бизнесу, чего хотят казахстанские потребители и почему торговым сетям не стоит «говорить» с ними на том же языке, что и с россиянами, выяснили аналитики компании Nielsen.

Для того чтобы отечественные предприниматели сферы FMCG понимали, куда им двигаться в своем развитии, стоит разобраться, кто их основной покупатель, считает коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева.

«Во-первых, покупатель в Казахстане достаточно молодой, во-вторых, он любит инновации и ему нравится что-то новое. В РК за последние 10 лет население выросло на 14,5%, и мы выяснили, что 58%, то есть две трети жителей страны – это люди до 35 лет. Средний возраст молодого покупателя в Казахстане составляет 29 лет, в России – 39 лет, поэтому говорить с ними на одном и том же языке неправильно – они разные», – пояснила Мадина Сейсенгалиева.

Есть еще одна важная характеристика потребителей в нашей стране – они хорошо знают цены на то, что покупают, и стараются экономить. Те 58% покупателей, о которых говорилось выше, относятся к поколению Y, а значит – представители поколения Х или бейбибумеры в меньшинстве, у тех и других разное потребительское поведение, заметила она.  

«Причем на их предпочтения влияют жизненные ценности. Для бейбибумеров хорошо работать в одной компании по 10-15 лет и уйти из нее на пенсию, для миллениалов самое главное – свобода, возможность самовыражения, поэтому многие представители этой возрастной группы оставляют работу и уходят в никуда, или уезжают на Бали, в Таиланд,  для того чтобы найти себя. Работодатели могут подтвердить, что этих людей очень сложно удержать на рабочем месте», – рассказала Мадина Сейсенгалиева.

И их траты основаны на краткосрочном удовлетворении собственных потребностей. Если бейбибумеры 20 лет копили на квартиру, телевизор, холодильник, то нынешнее поколение не хотят этим заниматься. Кстати, в том числе поэтому они, то есть 51% потребителей в Казахстане, готовы пробовать что-то новое. И это хороший знак для локальных производителей, поскольку, не будучи консервативным, поколение миллениум готово пробовать произведенные в Казахстане товары, если они не уступают по качеству продукции мультинациональных брендов, заметила эксперт.

«Мы также поинтересовались у покупателей, какие у них опасения. Последние годы выдались нелегкими, и если жителей Европы в первую очередь беспокоит состояние экономики, собственное здоровье, рост цен на коммунальные услуги и только потом на продукты, то в Казахстане наоборот расходы на питание – самая горячая тема, на втором месте – здоровье, на третьем – оплата долгов», – пояснила она.

«Когда мы приходим на рынок и спрашиваем продавца о ценах, то практически их не запоминаем, но в магазине видим ценники, осознаем рост стоимости на товары и  переходим в режим экономии. По нашему исследованию, 68% покупателей живут в этом режиме, на чем же они экономят? В первую очередь на одежде – 47% покупателей ответили, что они намерены меньше денег тратить на эти покупки, 48% собираются сокращать расходы вне дома, то есть на кинотеатры, походы в парки развлечений. 38% покупателей собираются экономить на отпуске, 36% готовы перейти на более дешевые бренды в сегменте FMCG и 31% откладывают покупку новой техники», – сказала Мадина Сейсенгалиева.  

Эксперт также рассказала, как развивается рынок товаров повседневного спроса в Казахстане. В первом квартале 2019 года с повышением уровня реальных доходов населения и доступности кредитов товары ежедневного потребления покупают больше, и основными каналами торговли стали супермаркеты, где продажи показали двузначные темпы роста – 24,2% в то время как традиционные каналы – открытые рынки и маленькие магазины – были в этом плане стабильны, либо продемонстрировали спад, отметила она.

«Люди выбирают большие магазины, потому что там есть промоакции, и по нашим данным, их доля в ряде категорий товаров растет. По непродовольственным товарам – шампуни, зубная паста, подгузники, стиральные порошки – объем продаж по сниженной цене составляет 50,9%, и это больше, чем по регулярной цене. В фуде также больший процент продаж проходит по промоакциям, есть категории товаров, где важность промоакции, то есть доля продаж по сниженной цене, составляет 70%. При этом растет глубина скидки, длительность акции, и покупатель, приходя в магазин, видит не один шампунь по промо, а пять видов шампуня, и он выбирает уже внутри акции. То же самое для фуда, хотя он в промо составляет 19,4%», – рассказала  Мадина Сейсенгалиева.

Если после кризиса 2009 года экономика Казахстана быстро восстановилась и в 2010 году темпы роста товарооборота и доходов населения были двузначными, то после кризиса 2015 года такого не было. Экономика восстанавливалась медленнее, и в следующие 3 года никто уже не ждет прорывной динамики.

«Раньше увеличение цен, растущие прибыли, низкие риски были нашей реальностью. Сейчас у нас новая реальность – растущие промоакции, покупатель все чаще голосует кошельком, а это высокая ценовая эластичность и сокращение прибыли. Подводя итоги нашего исследования, хочу сказать, что мы шагнули в новую реальность VUKA с ее неожиданностями, стремительными переменами и под них нужно оперативно подстраиваться», – сказала Мадина Сейсенгалиева.  

Чтобы выигрывать в нынешних условиях, компаниям нужно меняться вместе с покупателем, необходимо таргетировать новую аудиторию, искать к ней доступ через удобные для нее каналы. Кроме того, необходимо учитывать и следовать трендам, например, желанию покупателей вести здоровый образ жизни, питаться здоровой пищей, удовлетворять запросы аудитории на экологичное производство, не забывать про электронную коммерцию.

«Ведь сегодняшние изменения – это завтрашние возможности», – подытожила эксперт.

Тему покупательского поведения, которое влияет на развитие производства и торговли, обсуждают не только аналитики, но и участники рекламного рынка. В настоящий момент рекламная отрасль Казахстана – одна из технологичных и лидирующая среди стран нашего региона, считают в Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА).

«Для нее важны исследования, качественные медиаизмерения и внедрение новейших инструменты, с помощью которых компании смогут не только эффективно коммуницировать с аудиторией, но и создавать в Казахстане передовой клиентоориентированный бизнес», – заметила исполнительный директор ЦАРА Дана Дауленбаева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.