USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
69796.90$
-1049.700

Старые шины превращают в полезные смеси

Предприниматель из Шымкента решил перерабатывать изношенные камеры от большегрузных машин

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фотограф: Владимир Третьяков

Фотограф: Владимир Третьяков

Предприниматель из Шымкента Бауыржан Айгенжеев решил рискнуть и превращать в нечто полезное изношенные камеры от большегрузных машин, запустив линию по производству камерного регенерата. Он уже закупил оборудование для этого и весной, если все будет по плану, бизнес стартует. В его рентабельности Бауыржан не сомневается.

«Шинный регенерат мы продаем по $500 за тонну, а камерный регенерат можно продавать за $1000. Я думаю, что будет покупатель даже из Китая. Сейчас наши камеры никому не нужны, они валяются бесхозные. Наши ребята, например, скупают шины, а камеры остаются. И порой меня даже просят, чтобы я их забрал, а ведь пока из них нечего делать. Но я их забирал и собирал. Теперь у меня уже есть сырья около 100 тонн», – рассказывает Бауыржан Айгенжеев. 

Зарабатывать на отходах он решил 10 лет назад. Бывшего партийного работника сложные 90-е вынуждали вертеться как белку в колесе. В итоге оброс полезными знакомствами, знаниями, опытом и уверенностью в том, что хочет делать бизнес именно на отходах. Бумага и масло его не заинтересовали, а вот переработка шин открывала, как ему казалось, большие перспективы. В свою команду он забрал и бывших сотрудников шинного завода. Крупнейший промышленный гигант в 1990-е превратился в руины, сотни специалистов остались не у дел. Те, кого удалось убедить в перспективности дела и вернуть в производство, теперь на особом счету у владельца предприятия. Опытные «шинники» для работы даже сами собирают установки. Начали разрабатывать свое оборудование для разделки крупногабаритных шин. Один вариант, второй вариант. Сейчас остановились на том, что вырезают боковину, отдельно бортовое кольцо, остается большая шина, а там внутри металлический каркас.

За 10 лет на ТОО «Экошина» запущено 5 цехов: восстановление шин, цех производства травмобезопасных плиток, цех получения крошки, механический цех, цех пиролиза.

«Сырье нам привозят, например, частники, которые занимаются этим и имеют связи с вулканизациями. Или же мы сырье сами забираем, например, с предприятий «Казахмыса», различных шахт и карьеров. Почему нам пришлось заняться пиролизом? Вот, например, бортовое кольцо вырезаешь, там остается металлическое кольцо, а снаружи резина. Отделить ее очень сложно, и для этого нужен пиролиз. В нем резина превращается в газ, и остается голый металл, который можно сдать на металлолом. А мазут продаем отдельно», – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.

Территория перед установкой пиролиза буквально завалена тысячами шин. Погрузчик загружает их рано утром в установку, а поздно вечером от старой шины остается след в виде мазута и сажи. Мазут закупают асфальтобетонные заводы и теплицы. Говорят, не успевают его производить. Покупателям нравится высокая калорийность и цена, ведь за литр платить придется в два раза меньше, чем за литр солярки. Сажу же чисто по символической цене 1 тенге за 1 кг «Экошина» сдает шымкентскому цемзаводу. Там ее используют как топливо.

«В этой установке идет очень большая нагрузка на оборудование. За год оно все расшаталось. Мы поняли, что так не пойдет и решили взять вторую. С 2013 года мы их объединили. Оборудование все равно износилось, и мы в прошлом году поставили новую пиролизную установку, а на тех 2  делаем капитальный ремонт. Обновляем на 90%, ведь там реактор изнашивается из-за постоянно высокой температуры. Когда мы закончим ремонт, то у нас будет работать три установки и в сутки будем выпускать 10 тонн мазута», – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.

Полным ходом идут ремонтные работы и в основном цехе. Мощность линии позволяет загружать на входе 2 тонны отходов, однако несколько лет у «Экошины» был на выходе только один гранулятор, мощностью 1 тонна. Говорят, денег не хватало купить второй, а потому приходилось процесс останавливать, пока в гранулы не превратятся все две тонны старых шин. После запуска линии цех будет работать без перерыва и в час производить 2 тонны продукции. А уже из нее производить все остальное.

«У нас есть резиносмеситель. В нем мы добавляем химикаты в регенерат и, возможно, каучук  и получаем резиновую смесь. С нее уже можно делать любую деталь, в зависимости от того, какая пресс-форма есть. А еще мы сами делаем уплотнительную резину. Кстати, регенерат мы делаем из мелкой крошки. В емкости она нагревается, заливаем водой, химикатами и под высоким давлением в течение 2,5 часов варим смесь. Это разрушает структуру крошки, потом остужаем, собираем и получаем регенерат. В него можно добавить каучук, химикаты и получить резиновую смесь, с которой можно дальше работать», – рассказывает владелец предприятия.

Кстати, уже несколько лет на ТОО «Экошина» делают из старых шин ножи для снегоуборочных машин. Говорят, потребность есть, правда, только в северных регионах страны. 

Умение превращать отходы в нужную продукцию довело Бауыржана до того, что он запустил цех по выпуску травмобезопасной плитки. Уже несколько лет на специальных установках производят покрытия для детских садов и бесшовные покрытия для спортивных площадок. Причем покрытие не только местного производства и хорошего качества, но еще и без резкого запаха, которым грешат многие другие производители.

«Мы делаем плитки размером 500 на 500 толщиной 10мм, 16мм, 20 мм. В Шымкенте в этом году заказчиков не было, но было много из Алматы. Мы в городе первые начали это делать, сейчас много кто делает, но мы с ними конкурировать не хотим. Они удешевляют за счет связующих, они там самые дорогие. Если его меньше положить, то через год покрытие будет разрушаться. Мы, например, бесшовное делаем за 5500 тенге, стоимость плитки от 4500 до 5000 тенге. Если делать яркую поверхность, то будет чуть дороже. Но все это будет экологически чистым и с гарантией», – рассказывает Бауыржан Айгенжеев.

Специально для таких плиток предприниматель привез установку из Турции, чтобы в сутки делать 30 квадратов. Сейчас проблем со сбытом у предприятия нет, а вот когда только начинали, было тяжко. Никто не хотел покупать местную продукцию. Бауыржан сначала очень расстраивался, но когда увидел, что в магазине продают вонючую китайскую плитку по цене едва ли не в два раза дороже, переживать перестал и понял, что покупатель найдется.

«Обидно было, когда не находился долго покупатель. Руки опускались, не знали что делать. Но трудное время сейчас позади. Года три назад на рынок вошли россияне. Они свою технологию холодной вулканизации внедряли в Казахстане, и они тоже делали плитки. Хвалили свой способ, а наш ругали. К слову, не только мы, но и корейцы, и европейцы пользуются горячим способом. Время прошло, и теперь я вижу, что спросом пользуется травмобезопасная плитка, изготовленная нашим горячим способом», – говорит Бауыржан.

Дело в том, рассказывают шинники, что при холодном способе в пластиковую форму засыпают смесь и прессом ее фиксируют. Для того чтобы ее вулканизировать, нужна печь, В печи 100-120 градусов, а там дают 60 и держат долго, или летом выставляют на улице и под солнцем все это должно схватиться. По мнению специалистов, такой способ вулканизации приведет к быстрому разрушению плитки, да и сложно их сделать идеально ровными.

«Мы все пытались сделать своими руками, методом тыка. Я даже своего племянника ставил и заставлял делать, чтобы мы смотрели, где плюсы, а где минусы. Так и пришли к тому, что сейчас имеем. А теперь мы еще хотим выпускать шины для погрузчиков. У меня все время в голове сидела мысль, как бы использовать в производстве регенерат. И вот однажды мы купили в Китае шины для своего погрузчика. Китайцы говорят, что они добавляют регенерат до 90%. Но купленные нами шины стерлись через год. Я тогда понял, что все это потому, что они сделаны из вторичного сырья. Но мы не будем добавлять 90%, а например, 70% регенерата и 30% каучука, и получатся хорошие шины», – делится планами предприниматель.

Оборудование Бауыржан уже нашел. И в ближайшие месяцы в «Экошине» будет открыт еще один цех.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.