Как создать продвинутый технологичный бизнес, который позволит одной компании стать в 10 раз эффективнее другой, в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» рассказал директор холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов.
На встрече с молодыми предпринимателями Рамиль Мухоряпов рассказал, как начинал свой стартап и как за 8 лет его команде удалось увеличить обороты компании с $1 млн до 220 млн.
«В онлайн-бизнес мы пришли из производства выпускных альбомов и сразу же поняли: здесь все иначе и больше возможностей. К обороту в $1 млн пришли за 7 месяцев. Тогда мы не знали, что это только начало, и это маленькая цифра. Спустя 8 лет оборот составил $220 млн, в тенге рост в 550 раз. Самое прикольное, это тоже только начало. Сейчас мы знаем, что такое технологическая компания, и понимаем, куда нам надо двигаться», – рассказал Рамиль Мухоряпов.
По его мнению, технологии – это важнейшая составляющая экономики в современных условиях. Уже сейчас они меняют принципы развития мегаполисов и бизнес-модели компаний от малых до крупных, задают тренды на рынке труда и экспортных рынках.
«10 лет назад Mercedes-Benz был уверен, что его основные конкуренты BMW и Lexus. Сейчас очевидно, что бояться надо Tesla, Uber и Google, которая одной из первых создает полноценную self-drivingcar», – подчеркнул он.
«Давайте представим, что будет, если Google придет к Mercedes и скажет: «Попробуем вместе сделать полноценную машину. От вас корпус, а от нас будет софт. При этом мы заберем 90% прибыли от данного продукта».
Вероятнее всего, Mercedes возмутится и откажется, но тогда Google пойдет к BMW, и наверняка другие концерны останутся без рынка. Люди не хотят водить машины, а стремятся просто сесть в салон и безопасно доехать из точки А в точку В. Сегодня автопилот Tesla в два раза безопаснее человека с учетом количества смертей на пройденный километраж. Поэтому тот, кто первым массово выведет на рынок такие машины, получит колоссальное преимущество перед конкурентами», – уверен глава Chocofamily.
- Ранее в одном из интервью вы отметили, что в самом начале ваша компания не отличалась технологичностью. С учетом того, что из 100 сотрудников только двое были разработчиками. Как изменилась ситуация сегодня?
- Ситуация сильно поменялась: у нас 150 разработчиков на 600 сотрудников, то есть каждый четвертый уже разработчик. Мы ставим цель, чтобы через два года разработчиком был каждый второй сотрудник компании, через пять лет разработчиками будут 7 из 10 сотрудников. Если раньше для роста продаж мы увеличивали команду, то сегодня для этих целей мы набираем разработчиков, которые понимают, что делать на уровне сайта. Таким образом, мы двигаемся к полному отсутствую переменных костов, когда все без исключения занимаются развитием технологий, а не тем, чтобы поддерживать какие-то текущие процессы. Еще раз хочу отметить, что главный критерий технологического бизнеса заключается в том, чтобы большая часть ваших сотрудников были разработчиками. При этом сам бизнес должен быть масштабируемым, когда ваш продукт можно продать по всему миру.
- Почему так важно автоматизировать бизнес-процессы, в то время как огромное количество крупных компаний ведут бизнес офлайн?
- Потому что технология – это то, что меняет наш мир, то, что позволяет одной компании быть в 10 раз эффективнее другой. Если ты не следишь за технологиями, в какой-то момент обнаружишь, что у тебя в десять раз больше расходов, чем у твоих конкурентов, которые впоследствии сметут тебя с рынка, поскольку могут снизить цену на такой же продукт в два раза. Вначале тебе будет казаться, что твои конкуренты сумасшедшие, когда реально сбивают цену на такой же товар. Однако с учетом IT-технологий у них просто нет той структуры костов, которая есть у тебя. В итоге то, что тебе кажется демпингом, для других вполне естественный процесс. В свое время, когда компания Chocotravel только выходила на онлайн-рынок, другие агентства остались офлайн. В итоге мы их смели, и сегодня их стало гораздо меньше. Все потому что у нас нет тех костов, которые есть у тех, кто работает офлайн. Нам не нужно выписывать билеты вручную. Суммарно мы выписываем 300 тыс. билетов в месяц, но если бы этот процесс происходил вручную, то мы бы тратили порядка 250 млн тенге в месяц. Мы первые в СНГ, кто автоматизировал возврат и обмен билета. Для этого достаточно нажать одну кнопку на нашем сайте. В то время как все авиакомпании делают возврат и обмен вручную, пренебрегая автоматизацией расходов.
Доставка еды сегодня – индустрия, меняющая мир. Однако если в развитых странах один человек заказывает еду 100 раз в год, в Казахстане это делается всего 6-7 раз в год. Но тенденция меняется, и люди все меньше хотят тратить время на готовку еды, которую дешевле выбрать в интернете. Вопрос лишь в скорости доставки.
- Почему вы уверены, что будущее за доставкой еды?
- Это связано с тем, что 86% женщин ненавидят готовить, но вынуждены этим заниматься. В то же время постепенно люди понимают, что готовить дороже, чем заказывать еду на дом или в офис. В этой сфере Chocofood видит огромный потенциал. Сегодня у нас около 3000 тыс. доставок в день, но мы можем делать порядка миллиона доставок в день. Тем более мы единственная компания, которая может подать курьера через пять минут в четырех городах. Сегодня технологии добрались до продуктов питания. Биомит вытесняет такую стоячую отрасль как животноводство. Это такое же мясо, сделанное из гороха, которое также жарится, пахнет, имеет такой же вкус. Поэтому если ты не думаешь о том, какая технология может вынести тебя с рынка, ты находишься в очень опасном положении.
- Какие технологические решения вы видите в области доставки еды или любых других товаров?
- Недавно Alibaba затестила в Китае новое технорешение. В одном из городов построили гипермаркет и дали возможность заказывать любой товар при условии, что организуют доставку за полчаса, если же не успеют, то товар привозят бесплатно. В итоге семь из десяти продаж в этом магазине осуществляются дистанционно. Что касается нашей доставки, то она недешевая. Себестоимость одной доставки Chocofood – 1200 тенге. Сейчас нам нужно, чтобы цена заказа еды была дешевле, чем если бы кто-то ее готовил на кухне. Для этого наши собственные расходы на доставку нужно свести к нулю, после чего мы сможем опустить цены.
- Что именно вы предлагаете?
- На наш взгляд, еду вообще не должны доставлять люди. Недавно Uber придумал классную вещь с беспилотниками, которые преодолевают 90% пути, а затем оставляют посылку в каком-нибудь хабе или на крыше автомобиля, поскольку дрон не может залететь к клиенту в окно. В итоге человек берет заказ с крыши и поднимает до квартиры. То есть он уже больше не доставщик, а разносчик. Промышленные дроны, летающие по GPS, пожалуй, самое хорошее технологическое решение для экономии расходов. В будущем мы готовы их применять в области доставки еды.
- Что делать людям в случае максимальной автоматизации рабочего процесса?
- Нужно приспосабливаться. В нашей компании трудится порядка 20 бухгалтеров. Когда-то их услуги будут упрощены, но мы не хотим никого увольнять, а хотим оставить и думаем, где они могут быть полезны. Поэтому теоретически можем дать им один год для того, чтобы они могли переучиться, например, на хороших разработчиков. Другого выхода нет.